Назад

Алексей Филиппов «Детектив с секретом»

Известия 23.04.2001

Генриетта Яновская поставила народный спектакль

Агату Кристи знают все — это знаменитая сочинительница детективов, которую никто никогда не упрекал в элитарности. О Генриетте Яновской знают интеллектуалы: это тонкий театральный режиссер, не замеченный в пристрастии к массовой культуре. В минувшие выходные Яновская выпустила пьесу Кристи: на сцене МТЮЗа с большим зрительским успехом прошел «Свидетель обвинения». Спектакль заслуживает разговора, еще интереснее встающая за ним тенденция.

Генриетте Яновской случалось ставить спектакли, которые называли воплощением своего времени (ее «Собачье сердце» сказало о восьмидесятых больше, чем вся плеяда перестроечных спектаклей), но откровенно кассовых работ, сделанных ради того, чтобы зал затаив дыхание смотрел на сцену, а под занавес взрывался аплодисментами, она не выпускала никогда. Здесь Яновская показала, чего в этом случае может добиться режиссер ее уровня: интрига закручена крепко, действие развивается стремительно, юмор, которым оно сдобрено, понятен любому зрителю.

Молодого человека (Игорь Гордин) обвиняют в убийстве старой дамы, за его защиту берется известный адвокат: обвиняемый лучится обаянием, адвокат Игоря Ясуловича насмешлив и саркастичен. Очень сильных актерских работ здесь нет, но общий исполнительский уровень достаточно высок: актеры МТЮЗа, привыкшие решать чрезвычайно сложные сценические задачи, ведут свои роли свободно и легко. Ясулович, пожалуй, даже щеголяет этой легкостью — за его героем встает все, что в представлении воспитанного советскими телевидением и кино человека связано с английским детективом. Преувеличенная вежливость и немного преувеличенный юмор, слегка старомодные манеры, эксцентричность, твидовый пиджак — и все тот же зонтик… Он слегка пародирует своего адвоката, делая это чуть тоньше прочих исполнителей: Генриетта Яновская умный режиссер — кто-то волен воспринимать происходящее всерьез, для опытных и искушенных зрителей она приготовила иную версию.

Ну конечно же, это пародия — пародия на кассовый спектакль вообще и английский детектив в частности. Свидетельница Маккензи (Людмила Ларионова) превращает свое выступление в замечательный комический номер, инспектор полиции (Алексей Дубровский) выполняет свои обязанности с истовой серьезностью клоуна… Но предназначенное для массовой и для своей публики порой начинает противоречить друг другу.

Основная часть зала поглощена сюжетом: героя предает жена, потом оказывается, что она сделала это для того, чтобы его спасти. Затем он бросает ее ради другой женщины, и она убивает мужа — объятие, удар ножом, танец с трупом под песню Марлен Дитрих. Тем, кто видел снятый по этой же пьесе старый фильм, где Дитрих играла главную роль, Ольга Демидова должна ее напомнить: женщина-вамп, загадка, белокурая бестия… Последняя сцена приводит зал в экстаз, а театральный критик, пожалуй, упрекнет ее в пошлости.

На самом деле здесь отражается проблема, с которой сталкивается весь наш театр: ему надо завоевывать новую, желающую развлечений публику, а для этого надо возвращаться к жанрам, которые еще недавно считались неприличными. К неглубокой, но смешной комедии, мелодраме, детективу.

Генриетта Яновская поставила отличный детектив и при этом немного стыдилась стоящей перед ней задачи; она спародировала свой собственный спектакль, чистота жанра была нарушена. Но зритель не заметил, что временами спектакль пробуксовывает и режиссерская ирония плохо сочетается с открытой патетикой последней сцены: зритель аплодировал и что есть сил кричал «браво!». И он был прав: качественный театр должен найти общий язык с нынешней публикой. Об этом говорит и «Свидетель обвинения» — а все остальное менее важно.



Назад