Назад

Анна Чужкова «Ласковый и нежный зверь»

Газета Культура 04.12.2013

«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета». Серые грубые шинели, звон кандалов да залихватская тюремная песня — вот, что сталось после того, как этот «характер» бурей пронесся по Мценскому уезду. Лесковскую «Леди Макбет…» Гинкас ставит как воспоминание каторжанина: страшное, яркое и, конечно, не без трепета.

В афише МТЮЗа спектакль называется «Леди Макбет нашего уезда». Именно под таким заглавием повесть была опубликована впервые. «Наш уезд» на сцене выглядит вполне по-лесковски: купцы да балалайки. Осовременивать повесть, превращая каторжан в зэков, ботающих по фене, а Катерину Измайлову — в рублевскую фифу, режиссер не стал. Спектакль выдержан в классическом ключе, с большим уважением к тексту. Герои даже говорят о себе в третьем лице — по-книжному. Остались на словах и прекрасные лесковские пейзажи. А вот декорации отнюдь не пасторальные — всюду ржавчина, лишь между плит на полу пробиваются ростки. Пространство создал Сергей Бархин, выстроив графичную перспективу: то ли раскрытая в зал купеческая усадьба, то ли каторжный путь. Кадки, лампадки и пустые оклады на стенах — без образов.

Как бы близко к тексту ни был сыгран спектакль, в излишней литературности его не обвинить. Действия и драматизма в истории про любящую убийцу предостаточно.

Молодая бездетная купчиха мается тоской в одиночестве, пока муж и свекр заняты делами. Катерина в исполнении Боярской — озорная девчонка со звонким голосом и синяками на коленках. По сцене бегает вприпрыжку, со скуки отчаянно пляшет, отстукивая камаринскую кирзачами, так что легкое платье то и дело соблазнительно задирается. На беду шальная девка влюбляется в наемного работника Сергея (Игорь Балалаев) — первого ловеласа на деревне. Изо всех сил влюбляется. А их у нее, засидевшейся дома, немало. Почти ребенок, Катерина быстро взрослеет, не избавившись от детского эгоизма и жестокости. Вскоре у случайного свидетеля этой связи — свекра (Валерий Баринов) — трескаются кешочки от крысиного яда. Муж (Александр Тараньжин) пропадает без вести. А внезапно объявившийся малолетний наследник умирает…

Вчерашняя чеховская Ирина и доверчивая Луиза из «Коварства и любви» нынче превращается в беспощадную волчицу, готовую защищать свою любовь, как детеныша. Начав с мажорных игривых тонов, Боярская с каждой главой берет на октаву ниже, грубеет, тяжелеет и показывает властный нрав.
Тему насилия Гинкас изучает давно и подробно. Идя на его постановку, можно было ожидать на сцене кровь и душераздирающие крики — режиссер привычно заставляет зрителя выйти с территории комфорта. Повесть Лескова удивительно органична режиссерской стихии Гинкаса — агрессивной энергии, страсти. Но «Леди Макбет…» оказалась на удивление пристойной. Тем не менее с сухими глазами не оставит никого. Спектакль претендует на титул самого эротичного в сезоне. Ведь главное в судьбе Катерины не убийства, а любовь.


Назад