Назад

Елена Груева «В фойе Московского ТЮЗа разыгрывается история настоящей любви и ее убийства»

Timeout

Казалось бы, пьеса Эдварда Олби о ночных разборках двух ни в чем не схожих супружеских пар — связанной узами больше двадцати лет и совсем молодой, любящей и сошедшейся по привычке, безнадежно бездетной и уставшей от абортов, доживающей век и мечтающей о будущих победах — никаких интерпретацией не предполагает. Так подробно выписан в ней каждый удар в нескончаемой психологической войне, так ясен ее ритм, так выверена интонация каждой фразы. Казалось бы, что идеальное воплощение пьесы уже случилось — потрясающий фильм Майка Николса с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном в ролях старшей пары. Блистательные диалоги, изощренные перипетии и мировая слава увлекали и многих наших актеров сыграть Марту и Джорджа не хуже или даже еще откровеннее, еще темпераментнее, чем кинозвезды. Истерик получалось больше, а история та же: двое любящих, но уверенных, что их уже не любят, пытаются причиняемой болью «напомнить» супругу о себе. Случайно попавшая к ним в дом молодая пара была просто катализатором.
Кама Гинкас рассказал другую историю. Взбалмошная, инфантильная, вечная папина дочка Марта (Ольга Демидова), привыкшая с детства быть центром внимания, мечтала об идеальной семье. Влюбилась в красавца Джорджа, переложила на него с папиных плеч обязанность осуществления идеала: карьера, успех, образцовые дети. О том,что у мужа могут быть другие идеалы, даже не подозревала. Считает его неудачником, отстающим в общей гонке. А Джордж (Игорь Гордин) — интеллектуал, эстет, элегантный даже в домашних тапочках — ни в каких гонках не участвует. Но жить друг без друга они не могут. Марта дурацкими выходками все пытается пробудить в муже «настоящего мужчину» и глушит виски. Джордж дотаскивает ее до дома, вяло иронизируя по дороге. Привычный ад нарушают молодые гости: Ник (Илья Шляга), мечтающий опередить всех в гонке за «идеалом», и Хани (Мария Луговая) — девчонка, которой хочется танцевать. Джордж видит, что они стоят на пороге того же ада, и затевает жестокую игру, цель которой для каждого — избавиться от иллюзий, понять и признать себя настоящего, почувствовать и принять настоящее в том, кого любишь. А любят тут все, хоть и пытаются спрятать это уязвимое чувство за корыстью, изменами или пофигизмом.
Игра касается каждого — не только персонажей спектакля, но и зрителей. Гинкас устраивает квартиру Джорджа и Марты в фойе театра: в гостиной, прямо среди диванов, кресел, журнальных столиков и барной стойки, — зрительские места. Можно через плечо заглянуть в книгу Джорджа, приходится поджимать ноги, чтобы разгулявшаяся хозяйка их не отдавила. Тут не сфальшивишь и ничем не прикроешься. Актеры честны и отважны. Иначе никак. В спектакле Гинкаса четыре героя (обычно примитивный молодняк просто тупо шалел от изощренных игр двух матерых бойцов), но ведет игру Гордин-Джордж, чутко и остро реагируя не только на выходки Марты, наскоки Ника и недомогания Хани, но и на движение каждого зрителя. Он похож на беспощадного демиурга Просперо из шекспировской «Бури». Нити игры в его руках, но на кон поставлена и его судьба. И он сам не знает, чего ему будет стоить победа.



Назад