Назад

Ирина Алпатова «Орехи, рога и копыта»

Культура 13.02.2009

Количество премьерных детских спектаклей обычно нарастает накануне Нового года или очередных школьных каникул. И очень важно, чтобы спектакль, исполнив свое «целевое» предназначение, остался в репертуарной афише театра на равных с его взрослыми собратьями. Особенно же это касается новогодних представлений, которые подчас уходят на покой вплоть до следующих празднеств. Со спектаклем «Волшебный орех», поставленным режиссером Рамисом Ибрагимовым в Театре имени Станиславского, кажется, подобного случиться не должно. Весь прошлый сезон, ознаменованный стартом Президентской программы поддержки театров для детей и молодежи, доводилось говорить о том, что спектакли для юных зрителей неуклонно прирастали количеством и качеством, а также сопутствующими мероприятиями в виде фестивалей и методических конференций. В сезоне новом все это не пошло на спад, а к созданию «детских радостей» подключились даже мэтры, в лице, например, Генриетты Яновской, поставившей в МТЮЗе музыкальную сказку «Волк и семеро козлят».

Музыка — пожалуй, один из главных компонентов, определяющих вышеназванные детские спектакли. Так, например, Рамис Ибрагимов замахнулся на самый настоящий качественный мюзикл по мотивам знаменитого «Щелкунчика» Гофмана. Поставленная задача казалась неподъемной, поскольку такого мюзикла не существовало в природе, балетная же музыка Чайковского сюда явно не подходила. Режиссер и автор музыкального оформления Сергей Ерохин решили рискнуть по-крупному, сделав спектакль «из подбора» музыкально-танцевально-вокальных номеров. И парадоксальным образом достигли очень неплохих результатов.

«Волшебный орех» — и есть тот синтез новогоднего представления и нормального репертуарного спектакля, который может играться всегда. Просто украшенная огнями елка слегка отойдет на второй план, на первом же останется история волшебного сновидения-путешествия девочки Мари (Анна Капалева) и ее красивого сказочного «романа» со Щелкунчиком-Принцем (Денис Немыкин). Здесь есть все, что полагается иметь настоящему мюзиклу: немного драмы, много музыки, чудные арии главных героев, Мамы (Инна Головина) и Мышильды (Лада Марис), экспрессивные танцы мышей и солдатиков. А педагог по вокалу Наталья Виллер и балетмейстер Владимир Игнатюк заслужили за свою работу высший балл, потому что голоса актеров звучат отменно, да и танцы весьма слаженны. Честно говоря, после этого спектакля так и хочется надеяться, что Театр имени Станиславского, ведомый ныне Александром Галибиным, отважится и на более масштабную музыкальную историю.

Генриетте Яновской в ТЮЗе было, возможно, легче, потому что готовый материал находился под рукой, да еще отмеченный такими славными именами, как композитор Алексей Рыбников и автор стихов Юрий Энтин. Последние же сочинили современную сказочку, так и озаглавленную «Волк и семеро козлят на новый лад». Впрочем, к этой компании стоит добавить художника Елену Орлову, сочинившую яркое, красочное, забавное оформление в русском «лоскутном» стиле. Особенно хороша крошечная избушка с многочисленными окошечками, откуда то и дело выглядывают мордочки козлят.

Не сказать, конечно, чтобы слишком сильно усложнилась драматургия простенькой народной сказки. Однако добавились новые персонажи: папа — естественно, козел и по совместительству капитан дальнего плавания (Аркадий Левин), и эпизодические Заяц-Пингвин-Петух (Павел Поймалов), которые то весточку принесут из дальних морей, то с козлятами поиграют. От папы, впрочем, остался еще динамик на столбе, ежедневно вещающий: «Доброе утро, дети!»

Очаровательная Коза (Оксана Лагутина) не теряет оптимизма и споро управляется с многочисленным потомством, где каждый отпрыск — со своим характером, будь то меланхолический Сына (Евгений Волоцкий) или озорница Рыжик (Наталья Златова). Все, как в обычных семьях: дети с трудом просыпаются, читают по складам, но с радостью пускаются в пляс и тут же нарушают все запреты, едва мать выйдет за порог.

Впрочем, очаровашка Волк (Николай Иванов) здесь не страшен, потому что в душе — певец, и после курса вокальных экзерсисов вливается в состав музыкальной группы «Волк и семеро козлят», которая тут же готова устроить лихую дискотеку. Все это легко, весело, музыкально и не перегружено ненужными здесь двойными смыслами. Правда, в прологе Генриетта Яновская поиронизировала над великовозрастными артистами тюзовского расклада — вывела их на авансцену перед закрытым пока занавесом, обрядив в концертные костюмы, и заставила было пропеть какую-нибудь «ораторию» всерьез. Но тут и занавес распахнулся, пришлось менять фраки на рога и копыта. Что, кажется, было сделано не без удовольствия. Да и зрители не скучали — ни большие, ни маленькие.



Назад