Назад

Майя Кучерская «Как каторжные»

Ведомости 03.12.2013
Новый тюзовский спектакль Гинкаса открывается сценой на каторге: грязно-серые шинели заключенных поднимаются все выше, раскачивается желтоватый свет — и вот перед нами уже не люди, а их безголовые силуэты, один, другой, пятый. Сопровождающее сцену церковное песнопение «Да исправится молитва моя» не поднимает происходящее до трагедии — напротив, делает картину лишь безнадежнее.
Сценография Сергея Бархина — проржавленные стены амбара, вытертая шуба, сани с сеном — еще безусловнее оттеняет общую неприкаянность и раздрай. Никаких взбитых перин, резных крылечек, никакого вкрадчивого уюта купеческого быта — действие так и не выплескивается за пределы амбара и любовные сцены разворачиваются — на тех же самых широких санях, на сене.
Логика того же художественного решения — рассказать историю четырех убийств без лесковской сдержанности, но грубо и страшно — проступает во всем. Катерина Львовна (в шумном и яростном исполнении Лизы Боярской) визжит от скуки, стучит сапогами — солдатские сапоги, овеществленная метафора все той же грязной грубости жизни, надеты здесь на всех. Ее любовник Сергей (Игорь Балалаев) тоже развязен и не сомневается в победе. Атмосфера молодой, не ведающей стыда похоти при первой же встрече будущих любовников оказывается такой густоты, что совершенно непонятно, отчего эти разбитные и столь откровенные в жестах молодые люди все еще называют друг друга на «вы» и выражаются изящным с приступом купеческим слогом.
Понятно, что такую Катерину Львовну не усмирить кроткому в исполнении Валерия Баринова мужу, Борису Тимофеевичу, ни свекру Зиновию Борисовичу, сыгранному Александром Тараньжиным с отменным вкусом и лаконизмом. Но постепенно, от убийства к убийству, Катерина Львовна стихает, и Елизавете Боярской вполне удалось передать это тайное движение в ней. Купчиха Измайлова от главы к главе, номера которых здесь объявляют, все безмолвнее, все безголосее. Возможно, поэтому самой оглушительной оказывается сцена, во время которой она произносит всего два слова. «Для чего же ты убивала?» — спрашивает ее частный пристав. «Для него», — кивает она на Сергея.
Финальная сцена, последнего убийства, проходит и вовсе без слов — это жутковатая пантомима, исполняемая все под ту же молитву, которая здесь никого и ни от чего не уберегает.


Назад