Назад

Мария Седых «Тру-ля-ля»

Итоги 26.01.2009

У нас любят пересмеивать прекраснодушие старика Станиславского, где-то когда-то обмолвившегося, что для детей, мол, надо играть так же, как для взрослых, но только еще лучше. Что значит «лучше»? Не в полноги? Не халтурить, что ли? Думаю, основоположник совсем другое имел в виду: играть так же всерьез, только еще серьезнее. Причем важны оба слова — и «играть», и «всерьез».

Генриетта Яновская, главный режиссер Московского ТЮЗа, именно так и поступает. Она совершенно справедливо уверена, что спектакль, на котором родители скучают, — плох. В обратном не раз убеждались видевшие ее блистательные постановки Good- bye, America!, «Соловей» или марк-твеновского Тома Соейра. Чтобы спустя несколько лет прийти на «Грозу». И не с классом, потому что проходят, а потому что это уже их театр.

Сказка «Волк и семеро козлят» — спектакль музыкальный. Чуть было не ляпнула по инерции — представление. Нет, именно спектакль. Трогательный и нежный, без оглушающей дребедени шоу и сусальности отечественных мюзиклов. Заметим, что и соавторы Яновской — композитор Алексей Рыбников и поэт Юрий Энтин — никогда ничем подобным не грешили. Те, кто помнит мультик, знают, что сюжет народной страшилки они прочитали с юмором на новый лад. И у режиссера здесь свой лад.

Все начинается, как у «больших». Перед занавесом в черных фрачных парах появляются шесть артистов, раскрывают папки, чтобы исполнить увертюру… и не начинают. Видно, какая-то накладка, но надо сохранять серьезность перед почтенной публикой. С важным видом, весь в белом наконец является седьмой. Когда занавес откроется, они с большой неохотой будут превращаться из красавцев мужчин в зайчиков, волков и козлов. Так с шуток, свойственных театру, Яновская устанавливает правила игры.

Недавно Петр Фоменко, тоже только что показавший сказку, заметил: может быть, по случаю кризиса попытки передать радость бытия перестанут считаться наивными и иллюзорными. Считаться, возможно, перестанут, только дать радость почувствовать мало кто умеет. Вот разве что Наумыч да Наумовна. Такие разные, они умели это и в молодости от полноты сил и веры во всесильность Театра.

Стоит на сцене прозвучать реплике «как прекрасна сегодня заря», перед нами разворачивается целая симфония счастья. Припекающее на лужайке солнышко, беспечность дружного семейства, где не просто «семеро деток», а семь совсем разных «девочек» и «мальчиков» — пугливых, ленивых, непоседливых, туповатых, смекалистых и задиристых. И все они дети большой любви серьезного папы капитана и хлопотуньи мамы. Не смейтесь, но Оксана Лагутина и Николай Качура сыграют и про тоску разлуки, и про тревогу, и про радость нежданной встречи. А Николай Иванов, тот, что был в белом и переоделся волком, совсем не гадким будет изнывать от одиночества и потому не съест козлят, а запоет в их ансамбле. Портрет блистательного Павла Поймалова, сыгравшего сочиненных вместе с режиссером Зайца, Пингвина (почтальон от папы, затертого во льдах) и Петуха, смело можно выбивать на медали с ненавистным для артистов изречением «Нет маленьких ролей».

Один из поставленных когда-то Яновской спектаклей назывался «Жак Оффенбах, любовь и тру-ля-ля». Вот и здесь эти тру-ля-ля и есть самые главные. Как воздух, который не замечаешь, когда легко дышится.



Назад