Московский театр юного зрителя по приглашению фестиваля МАРШАК привез в Воронеж два детских спектакля — “Кошкин дом” в постановке главного режиссера театра Генриетты Яновской и “Пингвины” Жени Беркович. О втором спектакле рассказывает корреспондент Ревизор.ru.
Женя Беркович – выпускница Школы-Студии МХАТ, одна из самых актуальных на сегодня молодых театральных режиссеров. В октябре прошлого года Беркович поставила в московском ТЮЗе спектакль “Пингвины” по пьесе немецкого драматурга Ульриха Хуба “У ковчега ровно в восемь”. После колоссального успеха пьесы в Германии, автор решил написать по ней книжку для детей. В России она вышла три года назад в издательстве “Самокат”, и сразу стала хитом – театры в разных городах бросились ставить историю про пингвинов и Всемирный потоп. Постановка Жени Беркович в МТЮЗе, пожалуй, самая новая интерпретация этой истории на сегодняшний день.
Среди снегов и льдов живут три пингвина: пижонистый Первый (Илья Смирнов), глуповатый Второй (Максим Виноградов) и маленький нелепый Третий (Искандер Шайхутдинов) – самый смешной и единственный из них, кто вызывает подлинное сочувствие. Жизнь их весьма уныла: пейзаж вокруг не меняется, каждый следующий день похож на предыдущий. Снедаемые тоской и бездельем, пингвины только и делают, что ссорятся. Но однажды к ним прилетает бабочка — единственное цветное пятно в спектакле – все декорации и костюмы выдержаны в черно-белой гамме. Третий пингвин хочет ее прихлопнуть, но друзья грозят ему заповедью “не убий” и пугают всемогущим Богом, который все видит, хоть и невидим сам. Теософский спор заканчивается тем, что Третий случайно садится на бабочку и уходит, обиженный на весь мир. Тем временем Бог решает наслать на Землю потоп, Ной уже построил ковчег, а упитанная неуклюжая голубка (София Сливина) с почтовой сумкой на перевес прилетает оповестить пингвинов о готовящейся катастрофе и вручить два билета на спасательное судно.
Яркий, динамичный, современный, безумно смешной, этот спектакль, конечно, совсем не про веру в Бога. “В нем есть библейская завязка, но не более того, – объясняет режиссер Женя Беркович, – Эта история имеет отношение к религии точно так же, как она имеет отношение к любой идеологии, любой вещи, которая требует от человека лишь подчиняться правилам, а не думать и решать самому. Это история не про потоп, а про дружбу. Про понимание добра и зла, про свободу. Про то, что нет никакого боженьки с бородой, который будет бить тебя молнией по голове, если ты что-то плохое скажешь. Точно так же как нет доброго дедушки Ленина. Это про собственный нравственный выбор. Про умение, способность и возможность оглядеться вокруг, понять что-то про мир, про себя. Да, иногда нужно всех потопить, поставить человека в экстремальную ситуацию для того, чтобы он из своих схем, в которых бесконечно существует (часто за неимением другого выбора), был вынужден вынырнуть и посмотреть на собственного друга пингвина, оторвав свой клюв от неба”.
Популярная книга, модный режиссер, московский ТЮЗ, в конце концов. Все говорит нам о том, что этот спектакль – крепкая и достойная работа, обреченная на успех. Но в нашей современной российской действительности неприятных сюрпризов можно ожидать в любой момент.
“Мы очень боялись, – признается режиссер, – Потому что, все-таки, тема такая… Шутить на тему Бога у нас сейчас много не надо, хотя, опять же, спектакль не об этом. Мы были почти уверены в том, что на второй день у нас уже будет лежать пачка писем в прокуратуру. Пока как-то обходит”.
Опасения Жени Беркович, к сожалению, отнюдь не беспочвенны, одна неприятная история у режиссера уже была: “Самым удивительным открытием в ней для меня было то, что это оказалась не некая страшная и таинственная сила, прилетевшая непосредственно из Кремля, а какие-то конкретные люди, которые завидуют, которым что-то не дали, и они сразу же бегут писать доносы. А наша среда сейчас такова, что все это падает в благодатную почву”.
“Пингвины” Беркович – веселая, философская, современная и коммерчески успешная постановка. И, конечно, семейная. В спектакле рассыпаны цитаты из “Бриллиантовой руки”, Чехова, Пушкина, и даже Бродского, а значит взрослым скучать не придется. Отдельных комплиментов заслуживает Женя Беркович как автор песен, наиболее пронзительной из которых показалась песня о Родине, которую “пингвины” поют под баян в “трюме ковчега”.