Назад

Александра Симонова «Прощай ты,ты,ты…»

Кино-театр.ру 29.01.2011

Премьера спектакля Театра Юного Зрителя «Прощай ты, ты, ты…» по пьесе Фернана Кроммелинка состоялась в начале театрального сезона 2010 года. Что касается бельгийского драматурга, то нашему зрителю он больше известен как автор пьесы «Великодушный рогоносец», на которую в свое время обратил внимание Всеволод Мейерхольд, а совершенно блистательный спектакль театра «Сатирикон» по этой пьесе «Великолепный рогоносец; тот, кого она любит» в постановке Петра Фоменко произвел огромное впечатление, актеры же Константин Райкин и Наталья Вдовина удостоились очень значимой и престижной премии «Хрустальная Турандот» сезона 1993-94 гг.

Генриетта Яновская поставила очень горький спектакль про «пять пудов любви», причем самой мучительной, убивающей душу и не дающей жить. А сама постановка получилась яркой и стремительной, в которой нет случайных слов, лишних движений, пустых реплик, проболтанных мизансцен, а элементы фарса и достаточно причудливые приемы буржуазной комедии намешаны умелой режиссерской рукой.

Я совершенно не согласна с мыслью, явственно присутствующей в некоторых рецензиях и откликах, что на сей раз у главного режиссера Театра Юного зрителя получилась феминистическая постановка, а мужчины здесь вообще могут отдохнуть в сторонке. Это совсем не так, нужно очень много постигнуть и много знать про эту жизнь, чтобы с такой обескураживающей и бьющей наотмашь правдивостью рассказать о жизни вообще, о любви и об ужаснейшей слепоте сердца, которой страдала героиня действия.

Очень непростая задача стояла перед актрисой Викторией Верберг, ее существование в главной роли — играть «играя», ведь для ее героини обычная жизнь кажется неимоверно пресной, и сама она, в своей естественной сути, себе неинтересна и скучна. Создав определенную, комфортную для себя модель поведения красотки – женщины-вамп, главная героиня в дальнейшем предпочитает пребывать в заповедном мире своих грез. В Леоне все чересчур: она слишком экстравагантна, импульсивна, театральна в речах и в поступках, а также наигранно порочна и абсолютно цинична.

От почитателей своих, читай всех мужчин городка, совершенно потерявших покой и голову, она ждет новизны и острых ощущений, легко говоря им «здравствуй, ты, ты, ты…», особо не утруждая себя даже запоминанием имени очередного воздыхателя, а разочаровавшись, шуточно и легковесно «прощай, ты, ты, ты…». Этой леди комфортно существовать только лишь в светящейся ауре успеха.

Равнодушное отношение главной героини даже не к мужчинам, а к «мужчинкам» Генриетта Яновская выразила, поместив все мужское население в шутливую комедию положений, в которой они себя чувствуют весьма вольготно. Каждый их выход в спектакле – это хорошо организованное клоунское антре, за которым можно наблюдать с интересом, но серьезно относиться никак нельзя.

Как это не покажется странным, но самым весомым и интересным мужским героем стал отсутствующий персонаж – господин Дом, муж Леоны. Именно этот герой у Яновской получился объемным и живым. Точно, что наличие внушительного количества денег и власти господина Дома не сделало поначалу счастливым. Жене он казался ужасно скучным и ограниченным, и она, предпочитая просто его не замечать, крутила свои бесконечные романы, он же, долгие годы лишенный обычного семейного тепла и простого человеческого участия, наверное уж разуверился в возможности счастья. Можно с полной уверенностью сказать, что знакомство с Фели (лучезарная Татьяна Рыбинец), юной и восторженной девушкой с широко открытыми глазами и распахнутым сердцем, привнесла в его жизнь смысл, и он стал иным, а может, наконец, самим собой. Ему было в радость бегать с Фели по лугам, писать ей восторженные письма, в которых он был поэтичен.

Виктории Верберг тончайшим образом удалось передать внутренние перемены, которые произошли с ее героиней во второй половине спектакля. Актриса буквально «кончиками пальцев» рисует причудливый рисунок чувств, от досады и равнодушия, до боли, и в конце спектакля очень остро зазвенит ничем неприкрытая и очень настоящая драма главной героини спектакля.

И она заключается не в том, что после смерти супруга мир, в котором она себя чувствовала королевой, рухнул в одночасье. И то правда, кому нужна обманутая жена, пусть даже в бывшем воплощенный соблазн страстей и желаний. Ее мало интересуют деньги, которые ей оставил муж, ее не удивило и мало задело, что мужчины, которых было много и так было всегда, покинули ее. Занятая своими мыслями, она этого, пожалуй, и не заметила, ведь ее отношение к этому «рою» было всегда весьма поверхностным и несерьезным. Самым ужасным для нее стало даже не то, что она осталась почти одна в своем несуразном, больше похожим на большой сарай доме. Врагу она не может отдать ни пяди земли, то бишь места в склепе, который завещал муж Фели. И потому напоследок заварит еще одну мерзкую «интрижку», сталкивая и мороча привязанных к ней людей.

Трагедия Леоны в том, что гоняясь за призрачными прельщениями, она упустила все самое значительное и неповторимое, что могло быть. Она не смогла разглядеть очень человечное и настоящее в мужчине, который был рядом с ней. Точнее, не был рядом. И что на любовь, которую она искала, был способен не кто-то другой, а муж, который для нее всегда был давно прочитанной и скучной книгой.

Наверное, она чуточку сошла с ума, а может, заглянув на задворки собственной души, увидела выжженную пустыню. Не умеющая жить ни минуточку без любви, теперь присвоила чужую. В пустом доме Леона про себя, как молитву, будет шептать пронзительные и чистые, как весенний ручеек, слова любви, адресованные не ей, а другой женщине. «…Мы бегали с ним по лугам, он говорил, что мои глаза — длиннее, чем дни в июне…»



Назад