Назад

Алексей Филиппов «Театр»

«Профиль» 11.03.1997

В Театре юного зрителя пройдет «Гроза» Островского – постановка, о которой начали говорить задолго до премьеры. Ожидания театральной Москвы оправдались: главный режиссер театра Генриетта Яновская выпустила один из лучших своих спектаклей. Что, собственно, не стало новостью: каждый спектакль Яновской — крупное театральное событие, если не сенсация (так же, как и спектакли ее мужа, режиссера Камы Гинкаса).
Пара Гинкас–Яновская существует вне законов здравого смысла и общепринятых в театре правил. При муже–режиссере не может быть режиссера жены – раз. Два: при жене–главном режиссере не может быть мужа просто режиссера. Три: муж-режиссер и жена-режиссер не могут быть так талантливы одновременно. Но… именно при Яновской, умной, язвительной и жесткой, детский театр перерос рамки ТЮЗа и стал серьезной драматической сценой.
В спектакле нет «темного царства» — тупой, злой, все вокруг уничтожающей силы. Обычный русский городок: развеселое хулиганство, унылое веселье, вселенская дурь. Идет нормальная жизнь – не очень хорошая, но в этой жизни, достаточно нелепой, все находится на своем месте. Катерина вовсе не луч света в темном царстве и не мученица режима, а благополучная всеми любимая женщина.
Этот спектакль – про любовь, слепую, нерассуждающую, губительную любовь к ничтожеству. Впрочем, это совершенно не важно. Дело в самом чувстве, выжигающем женщину изнутри. Героиня находится в состоянии умоисступления, для нее умерло все, кроме ее страсти. Любовь у нее – безумие. Жить с этим нельзя: самоубийство Катерины (Юлия Свежакова) выглядит как избавление.
Режиссер перестроила основание пьесы – и все здание слегка накренилось; Яновская гонит «темное царство» в дверь, а оно не желает уходить и так или иначе о себе напоминает. Но ее спектакль тем не менее остается очень серьезной работой, быть может лучшей в сезоне.



Назад