Назад

Алексей Гончаренко «По новым маршрутам»

Весенние каникулы

«Театральная афиша»
Апрель 2015 г.

В текущем сезоне детская аудитория увидит много необычного. И это не просто премьеры: юные зрители откроют для себя новые театры и неожиданных героев. Например, спектакли с маркером «6+» все чаще появляются там, где десятилетия­ми не баловали начинающих театралов.

Первым достоин упоминания легендарный «Ленком». Молодые режиссеры Сергей Дьячковский и Дмитрий Грошев обратились к популярному рождественскому сюжету Гофмана. По их версии в «Щелкунчике» происшедшие сказочные события вспоминают взрослые Мари (Алла Юганова) и ее брат Франц (Виктор Раков). В создании на пустой сцене сказочного мира двум действующим лицам на помощь приходят камерный живой оркестр, видеопроекции и рисунки на песке. Но все чудеса переигрывает Виктор Раков, чей отнюдь не юный персонаж верит в Мышиного короля уж точно не меньше сестры, но демонстративно не признает его существования даже не потому, что мужчине его положения это не к лицу, а потому, что так злобное семиголовое существо просто не сможет его похитить. Зрители увидят увлекательную историю о том, как обыкновенные люди становятся настоящими сказочниками.
Не отстает от коллег и Другой театр: в его репертуаре спектакль для детей появился впервые. Имя заглавного героя Джельсомино знакомо нашему читателю меньше, чем, например, Чиполлино, тем не менее теат­ральное путешествие в страну лжецов может оказаться не менее увлекательным, чем в овощное государство. Но выдуманная провинция, конечно, все равно напоминает на сцене родную автору, Джанни Родари, Италию, поэтому в спектакле есть и маски, и намеки на атмосферу фильмов неореализма.
Театр кукол имени С.В. Образцова открыл Третью сцену – самую маленькую, в отдельно стоящем здании. Первой премьерой стал спектакль «Али-Баба и сорок разбойников» по мотивам восточных сказок, поставленный Борисом Константиновым специально для замечательной Екатерины Бабаевой. Именно поэтому действие начинается в гримерке, где готовящаяся к спектаклю немолодая актриса неожиданно узнает, что уборщица-гастарбайтер (Халися Богданова) – ее землячка. Истории-воспоминания из детства на Востоке провоцируют обаятельную рассказчицу на представление «Али-Бабы»: подобный спектакль она видела в исполнении бродячего кукольника в своем дворе. Характерные смешные персонажи появляются в самых неожиданных местах, режиссер использует как площадки для действия не только традиционную ширму, но также большеглазого ослика и внушительных размеров папаху и бурку.
Вдохновленный непреходящим успехом камерных спектаклей коллектив Российского Молодежного театра продолжает свой проект, приглашая молодых режиссеров для постановки спектаклей для детей, отдавая им на откуп в этом сезоне большую сцену. Первым стал Рустем Фесак со своей версией «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского. Многие сегодняшние родители первоклассников в детстве зачитывались увлекательными приключениями школьника Дениса Кораблева (Алексей Бобров) и его друзей. Теперь пришла очередь вашим детям увидеть на сцене, оформленной в стиле наивного детского рисунка, как можно построить ракету в обычном московском дворе. Они узнают, что, несмотря на отсутствие у их бабушек и дедушек компьютеров и мобильных телефонов, в детстве они были точно такими же.
Действие известной пьесы-сказки Маршака «Кошкин дом» по замыслу режиссера Генриетты Яновской происходит в фойе, огромные репродукции картин Пикассо и Ван Гога, Пиросмани и Шагала используются как сценография, что в истории о негостеприимных животных пришлось как нельзя кстати. При этом все роли исполняют клоуны, которые на первый, детский, взгляд только шутят, а на самом деле показывают, как легко мужу стать подкаблучником, а жене – скандалисткой и как трудно день за днем всем вместе создавать уют и жить в согласии.
Новый драматический театр поставил мюзикл «Все мыши любят сыр» – он прежде всего о толерантности. Вся сцена завалена огромными кусками твердых молочных продуктов различных сортов, ведь кулинарные пристрастия мышей не зависят от их цвета, а молодые герои из обоих кланов – белого и серого – могут полюбить друг друга, как Ромео и Джульетта. И как бы это странно ни звучало, только кот может им помочь достигнуть мирного соглашения.
Московский детский театр теней впервые обратился к подростковой аудитории, которую привлечь в театр кукол мог только удивительный герой. Такой нашелся в популярных сериалах. Спектакль «Шерлок» начинается как игра: передвигаясь по следам знаменитого сыщика, зрители должны найти три слова-подсказки ради итогового ключевого слова. Поклонники Конан Дойла или его героев на экране смогут публично предложить свои любимые новеллы театру для дальнейшей постановки. Пока готова только первая часть – «Собака Баскервилей», в которой повествование ведет заглавная героиня. Несмотря на трагический финал ее жизни, Шерлок глазами собаки выглядит смешным стариком. Продолжение следует, репетиции продолжаются и после премьеры. В театре обещают, что спектакль будет состоять из трех полноценных новелл.
Театр имени Моссовета предлагает тинейджерам развеять и другой предрассудок о сценическом искусстве, который гласит, что школьная программа – это всегда скучно. «Горе от ума» в постановке Александра Яцко – редкий пример современного, но уважительного отношения к классике. Актеры одеты в костюмы как из стильного бутика, но при этом вдумчиво произносят без искажений текст комедии Грибоедова, так что в обиде не останутся ни школьники, ни учителя. Сокращение коснулось только шести княжон Тугоуховских: им было бы тесно на малой «Сцене под крышей». Яцко ставит «Горе от ума» как камерную историю молодых людей, которые только надели модные куртки и шапки, а в душе остались порывистыми и бескомпромиссными.
Музыкальные театры обыкновенно придерживаются более традиционного уклада. Даже детские музыкальные. «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста» – оригинальное произведение композитора Александра Чайковского, а не перенос британского мюзикла, поэтому это скорее опера для детей в стиле Натальи Сац, которая 50 лет назад и основала театр, теперь носящий ее имя. Самое интересное в масштабном спектак­ле Георгия Исаакяна – то, что главные роли юных бродяг лондонского дна играют даже не травести, а сами дети, все еще по-актерски непосредственные, но уже неплохо музыкально обученные.
Большой театр поставил оперу «История Кая и Герды» петербургского композитора Сергея Баневича, который внес некоторые коррективы в партитуру 1979 года. В главном теат­ре страны решили избавить Снежную королеву от стереотипов, с ней связанных. Героиня появится не в белой шубе, а в черном элегантном наряде, ведь холода она не чувствует и к тому же должна достойно выделяться на фоне вечного бескрайнего льда.
А вот оркестр Театриума на Серпуховке, как всегда в необычном составе, уже выучил и представил знакомые по популярному фильму о деревянном человечке мелодии Алексея Рыбникова. Помимо бестселлера «Затянулось бурой тиной…» композитор написал специально для спектакля несколько новых песен. «Бу-ра-ти-но!» – именно так, нараспев, называется новый спектакль Терезы Дуровой. По ее мнению, полюбившиеся персонажи не зря имеют итальянское происхождение: все они окажутся на венецианском карнавале, как, собственно, и подобает Арлекину и его коллегам по площадному театру.
Театриум на Серпуховке и Губернский театр почти одновременно выпустили постановки о Маугли. В Театриуме получилась довольно жесткая история, которая повествует о том, как человеческий детеныш стал настоящим человеком. В Губернском театре в спектакле «Книга джунглей. Маугли» зрителей решили удивить красивыми костюмами, играми в фойе на тему джунглей и магнетическим голосом самого Сергея Безрукова, который озвучил роль харизматичного питона Каа.



Назад