Назад

Алиса Никольская «Горькое шампанское»

Театрал 15.10.2010

История о не сбывшихся мечтах на сцене МТЮЗа

Имени бельгийского драматурга Фернана Кроммелинка, автора знаменитой пьесы «Великодушный рогоносец», в последние годы на московской афише не встретишь. Тем интереснее выглядит обращение к его сочинению «Холодно и горячо, или Идея господина Дома» режиссера Генриетты Яновской.
Яновская никогда не берется за материал «просто так», для нее любой текст всегда – основа для серьезного, до тонкостей осмысленного высказывания. В случае с «Идеей господина Дома», историей, хоть в ее заглавии и мужское имя, очень женской, получился разговор о природе женщины, ее тайнах, мыслях, ощущениях. О том, что видят окружающие, и что знает о себе лишь она сама. Да и то не всегда признает.

В названии спектакля – реплика главной героини. Именно так, нежно и пылко, расстается она со своими поклонниками. Порывистая фраза сразу обозначает ритм спектакля – легкий и одновременно задыхающийся. Героиня живет, словно в полете, но периодически сталкивается с препятствиями и – падает с высоты.

Художник Сергей Бархин придумал огромную светлую квартиру из некрашеного дерева с лестницами и окнами, дверями и тайниками, поворотами и темными уголками. Верхние комнаты – ведомство хозяина, господина Дома, который на сцене не появится – только в виде портрета близ финала. Там, наверху, он испустит свой последний вздох, оставив жену Леону и юную возлюбленную Фели. Леона, страстная и роковая, пьет жизнь большими глотками, очаровывает мужчин – в гостиной вечно толкутся поклонники с букетами. Но в душе у нее – пустота. Настолько пугающая, что она стремится заполнить ее чем угодно. Нелюбимая и нелюбящая жена, просуществовавшая столько лет под крышей роскошного – но чужого дома. Поэтому таким горьким становится для нее появление Фели, очаровательной девушки со светлыми локонами – ведь, оказывается, господину Дому не чужды были чувства, он любил и был любим. И именно Фели готова добровольно уйти из жизни, узнав о смерти возлюбленного. В Фели есть то, чего так отчаянно не хватает Леоне – внутренней наполненности, способности испытывать настоящие глубокие чувства. Невозможности жить без любви. Неспроста «идеальный» поклонник Леоны, молодой Одилон, отправившийся по ее просьбе всего лишь отговорить Фели от самоубийства, мгновенно притягивается к ней, оставляя Леону одну в пустом доме и с потемневшей душой. Но – и с шансом начать все сначала. Режиссер не делает однозначного финала, не уводит на дно страдающую героиню. В итоге, света оказывается не меньше, чем тьмы.

Спектакль получился очень актерским. А поскольку самыми интересными у автора выписаны женские роли, то четверо исполнительниц получили по бенефису – существуя при этом в чутком ансамбле. В центре, конечно, Виктория Верберг, актриса, сочетающая в себе трагедийные и акварельные краски. Ее Леона получилась одновременно женщиной-вамп – черное каре, откровенные наряды, чувственная пластика – и хрупкой, беззащитной женщиной-ребенком, которую хочется обогреть и защитить. Она не виновата в том, что все мужчины в окружении ее – слабые, и не могут дать ей той силы, в которой она нуждается. По контрасту с Леоной Фели (Татьяна Рыбинец) – нежная и сияющая, но при этом земная и сильная. Она не побоится пойти до конца, она решительна и уверена в себе. Неудивительно, что ей суждено одержать победу. Хороша Наталья Мотева в роли служанки Аликс – настоящей домоправительницы, которая может и временами приструнить хозяйку, и смело пококетничать с ее кавалерами, и высказать все, что думает. Смешная барышня в круглых очечках и нелепом одеянии, Аликс порой оказывается жесткой до мороза по коже. А Ида Екатерины Александрушкиной, жена одного из поклонников Леоны, цветущая и жизнерадостная, производит впечатление как своей беспардонностью, так и естественной житейской правдой.

В спектакле довольно много веселых моментов, но частенько возникает ощущение, что это смех сквозь слезы. Легкое головокружение, как от бокала шампанского, сменяет невыразимая тоска. О прожитой жизни, несбывшихся мечтах, неслучившейся любви.



Назад