Глеб Ситковский «Марлен Дитрих с табачной фабрики»
Вечерний клуб 27.04.2001
«В Китае, как известно, все жители китайцы и сам император китаец». В конце 80-х годов Генриетта Яновская с помощью одной этой андерсеновской фразы, повторенной актерами на разные лады, сотворила в своем спектакле «Соловей» веселую страну под названием Китай.
Поиграв в Китай, тюзовские актеры с тем же видимым удовольствием поиграли и в несбыточную Америку. Из мрачной Страны Советов, обозначенной Сергеем Бархиным с помощью целой стены зэковских фуфаек, они в спектакле «Гуд бай, Америка!» силой крылатого воображения переносились в гости к пузатому звездно-полосатому Мистеру Твистеру.
Новый спектакль Яновской по рассказу Агаты Кристи мог бы претендовать на звание очередной серии в ее театральном проекте «Клуб путешественников». Да, конечно, в «Свидетеле обвинения» есть и крутые сюжетные виражи, и классическая «агатокристийная» неопределенность, но все это для Яновской лишь счастливый повод подышать туманами дальнего Альбиона.
Едва выйдя на сцену, актеры ясно дают понять нам, что в Англии все жители англичане и сама королева – англичанка. «Ча-а-а-ай», – нараспев произносит секретарша ровно в five o’clock. “Это элементарно, Ватсон», – вторит ей скрипучий голос Василия Ливанова из классического фильма Игоря Масленникова, не раз воспроизводимый в спектакле. С обезоруживающей улыбкой тюзовцы признаются со сцены: да, не мы первые играем в Англию, но поиграть все равно хотца.
Еще Яновская всласть играет в коммерческий спектакль, защищаясь спасительной иронией, как зонтиком. Зонтиков, кстати, в спектакле – тьма, и Сергей Бархин цитирует самого себя (как раз «Гуд бай, Америка!»), выстраивая из раскрытых черных зонтов целые стены.
Без зонта у них, в туманном Лондоне, не обойдется ни обаяшка-преступник Леонард Воул (Игорь Гордин), ни интеллигентный адвокат сэр Уилфрид Робартс (Игорь Ясулович), ни даже самый распоследний полицейский Бобби. Но хитроумная Агата Кристи выводит в своем «Свидетеле обвинения» на первое место не мужчину, а женщину. Ромэйн (Ольга Демидова) – жена Леонарда Воула и единственная, кто может засвидетельствовать его алиби в деле об убийстве. Но поскольку такому алиби не поверит ни один здравомыслящий присяжный, она, холодная и рассудительная, начинает вести свою игру, которую мы раскусим лишь к финалу.
Ольга Демидова откровенно идет за Марлен Дитрих, которая когда-то сыграла Ромэйн в знаменитом фильме по рассказу Агаты Кристи. Но иногда больше походит на «суку белобрысую» Шарон Стоун из «Основного инстинкта» – особенно на суде, где она, лжесвидетельствуя, порочно норовит соблазнить каждого из присутствующих мужчин.
В спектакле есть несколько отличных «маленьких ролей». Людмила Ларионова в роли глуховатой экономки Джанет Маккензи проявляет себя как отличная комическая актриса и срывает в зале аплодисменты.
К концу спектакля Генриетте Яновской отчего-то надоедает играть в Англию и она запоздало ударяется в испанские страсти. Финал целиком придуман темпераментным режиссером, поскольку сдержанной Агате Кристи такое бы в голову не пришло.
Назад