Назад

Григорий Заславский «В лучших традициях»

Независимая г-та 15.10.2004

– Том!
Нет ответа.
– Том!
Нет ответа.
– Куда же подевался этот несносный мальчишка!
Кто не помнит этого замечательного диалога, в котором заметно отсутствие второго участника, даже тот сумеет получить удовольствие на новом спектакле Генриетты Яновской. А кто помнит, тоже не разочаруется, а совсем даже наоборот.
Совершенно в духе Марка Твена история: пьесу про двух известных героев Марка Твена (именно так названы в программке Том Сойер и Гекльберри Финн) Яновская написала, когда они с Камой Гинкасом заканчивали институт. Спектакль по этой пьесе, под названием «Необычайные приключения Т.С. и Г.Ф. по Марку Твену» Гинкас поставил, как говорит Генриетта Яновская, «в ситуации абсолютной безработицы и бесперспективности жизни в 1980 году во Владивостоке». И даже привозил эту постановку в Москву. И есть люди, которые видели этот спектакль и до сих пор его помнят. А совсем недавно выпускнице режиссерского курса Гинкаса Рузанне Мовсесян было предложено сделать детский спектакль. Она искала материал и ничего годящегося не находила. И тогда ей дали почитать «Т.С. и Г.Ф.». Она увлеклась пьесой. В конце концов Яновской пришлось выполнить все обязанности художественного руководителя и выпускать спектакль. Так сложилось.
В манере Яновской, которой держится она в новом своем спектакле, сквозь все яркое и новомодное, найдется и то, что порой с очевидным неодобрением относят к неисправимым недостаткам детского театра: взрослые дяди и тети играют подростков, едва ли не детей, носят шорты с лямочками, юбки и гольфики. Но эта игра в Московском ТЮЗе столь откровенна, столь ярко выражена, а главное – так обаятельна, что никому в голову не придет отнести спектакль к разряду той самой приснопамятной тюзятины.
Сквозь все яркое и новомодное, параллельно новой музыке (композитор Марк Минков написал несколько замечательных песен на стихи Юрия Ряшенцева, Олега Григорьева, Киплинга, Стивенсона и еще нескольких зарубежных авторов) и новым танцам (балетмейстер – Светлана Воскресенская), особенно эффектным в исполнении Алексея Алексеева, которому достался «рэпующий» (от слова рэп) и «брейкующий» (производное от брейк-данса) Гек Финн, в работе Яновской чувствуется еще и тоска – не тоска, но некая апелляция или алаверды в сторону высоких традиций когда-то великого театра для детей. Скажем, великих его травести, говоря о которых чаще всего вспоминают Сперантову, хотя были и другие – Чернышева, Князева, которая в Московском ТЮЗе добрые тридцать лет вела репертуар, Лия Ахеджакова… В спектакле Яновской, впрочем, девочек играют актрисы, а мальчиков – актеры-мужчины. Но когда по сюжету полагается появиться вдове Дуглас, Андрей Бронников просто надевает платьеподобный балахон поверх мужского костюма, даже не думая прятать свои «развесистые» усы.
Еще можно сказать, что новый «Т.С. и Г.Ф.» играет с нашей неизменной любовью к Америке и нашим поверхностным же знанием об этой большой и далекой стране: флаг, которым в фантазиях Тома укрывают его «остывшее» тело, украшают пять огромадных звезд, а вместо луны – в час назначенный – над сценой поднимается тыква с вырезанной «под Хэллоуин» гримасой мистического веселья.
В определенном смысле новый спектакль – это часть театральной дилогии, начало которой положено в «Гуд-бай, Америке!!!», где театр разрабатывал не столько американские, сколько наши, отечественные «мифы». К слову, и там и здесь Яновская умело и весело сочетает выходы героев с песнями и танцами «хора».
В «Необычайных приключениях…» «к слову» поют «Yesterday» (а к другому слову – песню «Папа, не пей!», имеющую неплохие шансы стать отечественным шлягером), а высокий и нескладный Автор, обозначенный в программке «немолодым, но очень наивным человеком» (Николай Качура), – походит на Твена (настоящее имя Сэмюел Ленгхорн Клеменс) в равной степени, как и на нашего родного сказителя и защитника всех слабых и угнетенных Горького (настоящее имя – Алексей Пешков). Автор, который то ли – сочинитель, то ли игрушка в руках собственноручно им выпущенного на свободу сюжета.
Редко когда на спектакле задумываешься о том, что за люди ставили его, плохие или хорошие. А на «Т.С. и Г.Ф.» начинаешь неожиданно думать о том, что Яновская, наверное, не только хороший режиссер, но и человек тоже хороший. «Т.С. и Г.Ф.» поставлен барышней и хулиганом в одном лице. Временами, впрочем, в голову закрадывалась мысль, что спектакль поставлен если не самим Томом Сойером, то с его «точки зрения», а более или менее известный сюжет преподнесен публике в его изложении: так бесхитростны и одновременно хитроумны режиссерские находки. Скажем, знаменитый лабиринт, в котором блуждают и едва не гибнут Том (Николай Иванов) и Бекки (Алена Стебунова), представлен в виде зашторенной со всех сторон черным кабинкой, внутри которой едва помещаются потерявшиеся герои.
На вопрос, для кого она поставила спектакль, Яновская отвечает: «Как всегда у нас в театре, то есть – для всех». Похоже на то.



Назад