Назад

Мария Седых «Из первых рук»

Итоги 09.11.2010

Надо сказать, что события, происходящие в пространстве «новой драмы», всегда очень живо обсуждаются в блогах. Так случилось и после спектакля, поставленного в МТЮЗе Митей Егоровым. Вот и подумалось, не сложить ли из некоторых отзывов рецензию-пазл, используя собственно новодрамовский прием, где документ, «подслушивание» и «подсматривание» — залог достоверности. Вот набор характерных цитат — орфография и пунктуация сохранены.

Итак: «Убийца» — это игра на поле, которое, казалось бы, застолбили и не без труда делят «Практика» и ЦДР. Материал того рода, какой тупые бабки-вонючки, почитающие себя за эталон вкуса, привычно называют «чернухой»… Речь идет о студентах, приехавших в областной центр из деревни, живущих в общаге. Точнее, «действующий» студент среди трех главных героев только один — Андрей, он же Дюша, а Сека и Оксана уже отчислены, но Сека по блату продолжает жить в общаге, а Оксана продолжает жить с Секой. Дюша (Евгений Волоцкий наконец-то сыграл главную роль, и очень достойно) по типажу — рефлексирующий «лох», Сека — типа «крутой», Оксана — тип, отчасти «достоевский», то есть шалава и стерва на первый взгляд, но чувствительная и, в общем-то, честная девушка с трудной судьбой. В спектакле продолжительностью менее полутора часов столько событий и поворотов сюжета, что при всем желании зафиксировать их последовательность проблематично — за действием же следить интересно как никогда, материал ведь незнакомый, и «что будет дальше», неизвестно».

Читаем далее: «Спектакль предлагает широкое — до избыточности — поле для смысловых и нравственных трактовок. О том, хороши герои или плохи, симпатичны или нет, добрую историю рассказывают со сцены или беспросветно пессимистичную, каждому постановщику предстоит решать самостоятельно. Выбор системы этических и эмоциональных координат в случае с «Убийцей» — дело театра».

А вот еще: «Посмотрел сегодня в МТЮЗе премьерный спектакль. Я был просто ВОСХИЩЕН. Пьесой. Спектаклем. Артистами. Я не знаю, вписывается ли эта пьеса в формат т. н. «Новой драмы», к которой я испытываю, уж извините, глубочайшую ненависть, но если вписывается — то я ЗА такую «Новую драму». Именно за такую. То, что происходило в Белой комнате МТЮЗа сегодня вечером, имеет, как мне кажется, самое непосредственное отношение к Театру. Умному. Интеллигентному. Тактичному. Пронзительному. Щемящему. Легкому. Подкупает сам способ актерского существования — пунктирного, прозрачного, наивного, несколько отстраненного и вместе с тем — ЖИВОГО… Если бы драматические спектакли имели какие-то музыкальные определения или термины, то этот спектакль, безусловно, этюд. Легкий, воздушный, щемящий, будоражащий воображение. Только не этюд Черни или Гедике, просто оттачивающий технику пальцев, а… Ну, пожалуй, замечательный этюд Сибелиуса a-moll».

И наконец: «Из оформления — пружинные сетки от кроватей и три раза, довольно скромно и точно, музыка… Но главная претензия у меня к актерам… пока молчат, кажется, что типажно идеальное попадание, а начинают говорить и двигаться, и все, до свидания пацанский стиль с трассы Москва — Архангельск».

Добавим от себя, что историю о том, как недочеловеки на наших глазах превращаются в людей, сыграли Евгений Волоцкий, Наталья Златова, Мария Овчинникова и Алексей Алексеев. Выбрав — как всегда в этом театре — гуманистическую систему координат.



Назад