Назад

Мария Седых «Жил да был черный кот»

Итоги 22.10.2012

Сейчас модно упрекать отечественный театр в провинциальности. Мол, отстали мы от европейского мейнстрима, то не заметили, тут профукали. Может быть. Хотя на иных фестивалях сомнения гложут и незаметно подкрадывается патриотизм. Но это так, к слову. Потому что в случае с Мартином Макдонахом мы как раз если не впереди планеты всей, то уж точно шагаем в ногу. Нет, пожалуй, в наших пенатах драматурга более популярного, идущего на больших и малых сценах. Ведь не простой автор, не кассовый, а потянулись к нему, как к родному. Косноязычие, безъязыкость времени и наша новая драма передать пытается. Только в ней, если все fuck повыбрасывать, порой ничего и не остается. Потому что доковцы и новодрамовцы свои диалоги подслушивают у жизни якобы, а замечательный ирландский драматург слышит их в голове. То есть занимается искусством.

«Лейтенанта с острова Инишмор» поставил на сцене МТЮЗа дебютант Александр Суворов. Принято считать, что поколение, воспитанное на фильмах Тарантино и братьев Коэн, ларчик Макдонаха открывает легче, чем их отцы. Не знаю, оказали ли именно названные американцы влияние на молодого режиссера, но зато точно знаю, что Суворов вышел из мастерской Леонида Хейфеца, которая в этом году блистала выпускными спектаклями не только полными ярких индивидуальностей, но и впечатляющих уровнем профессионального мастерства. Не школьным (ах, какой точный грамотный разбор!), а каким-то легким дыханием, обретенным, как у музыкантов, правильной постановкой руки и изнуряющими упражнениями.

Вот и этот спектакль дышит легко, не натужно. История об ирландских революционерах, они же террористы, с кучей трупов и брызжущей во все стороны кровью, поставлена с безупречным чувством жанра. Его принято определять как черный юмор, но в это определение не вмещается беззащитный лиризм, отделяющий Макдонаха от Тарантино с Коэнами. Суворов именно на этой грани и играет, вместе с артистами, уловившими тон. Оттого спектакль гомерически смешон и щемяще грустен. Ведь речь идет о такой степени инфантильности, при которой вопросы морали уже не встают. На фоне наших сегодняшних революционных передряг многое в спектакле звучит неожиданно актуально.

Конечно, надо поименно назвать всех исполнителей, из которых четверо — Павел Поймалов, Евгений Волоцкий, Антон Коршунов и Алексей Алексеев — артисты труппы со стажем, а четверо других — Руслан Братов, Софья Райзман, Олег Ребров и Александр Паль — новобранцы-сокурсники из той же мастерской. В этом месте напрашивается замечание на еще одну животрепещущую тему: как сохранять репертуарный театр и что есть пресловутый или незабвенный театр-дом. Сейчас перед театральной молодежью часто заискивают, зазывают без разбора в свои дома, оказывая медвежью услугу и себе, и им. В МТЮЗе последовательно ищут своих, одной группы крови, и спектакли приглашенных («Кроткая» Ирины Керученко, «Убийца» Дмитрия Егорова) не стоят особняком, а вписываются в репертуар, не разрушая фундамент.

Да, совсем забыла сказать: весь сыр-бор разгорелся в пьесе из-за мнимой смерти кота террориста-революционера Падрайка, который беспощадно мстил за своего любимца. А кот, как водится, гулял сам по себе…



Назад