Назад

Наталья Романова «Записки покойного Белкина» в МТЮЗ: молодежный Пушкин от Камы Гинкаса»

Mosecube
31.05.2024

Вам доводилось видеть пушкинских героев на гироскутерах? Нет, ну за столько лет с наследием Солнца русской поэзии всякое бывало. Каждый раз с тревогой и затаенной надеждой ожидаешь, что еще ждать от режиссеров, взявшихся ставить пушкинскую классику. «Прокатит» или нет?

Московский театр юного зрителя, продюсер Леонид Роберман и его Театральное агентство «Арт-Партнёр XXI» привлекли к постановке по мотивам «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» тяжелую артиллерию в лице корифея отечественной сцены Камы Гинкаса. 29 мая театр представляет премьерный спектакль «Записки покойного Белкина», а следующий его показ состоится, что очень символично, 6 июня, как раз в знаменательную дату 225-летия со Дня Рождения Пушкина. Кама Миронович в своей многолетней режиссерской карьере уже отметил 200-летний юбилей поэта спектаклем «Пушкин. Дуэль. Смерть», и тема судьбы, поединка человека с безжалостным роком, похоже не оставляла режиссера все эти 25 лет. Выбор был сделан в пользу двух из пяти повестей Белкина, а именно «Метель» и «Выстрел» возможно как раз потому, что в них влияние судьбы и участие человека в собственной участи звучит громче, чем в остальных. Не случайно герои время от времени, как мантру, повторяют любимую поговорку Пушкина: «То так, то пятак, а то денежка». Кто угадает, какой стороной судьба к тебе нынче повернется?

Начало спектакля довольно игривое. Молодые персонажи повести «Метель» Мария Гавриловна (Полина Кугушева) и Владимир (Сергей Кузнецов) общаются в легкой, непринужденной манере, свойственной молодежи 2020-х, время от времени напоминая друг другу и зрителям, что мы все находимся в некоторой театральной условности и все претензии за вольности и отступления от канонического пушкинского текста на совести режиссера. Пока молодежь рассекает на пресловутых гироскутерах, заменив ими санные повозки, родители Марьи Гавриловны (Елена Левченко и Дмитрий Супонин), тоже, кстати, довольно активные, сначала протестуют против невыгодного брака дочери и тем подталкивают ее к тайному венчанию, затем, смирившись, и опасаясь за ее здоровье, идут на попятный. Спектакль и сам как будто попадает в метель, действие немного застревает, и, поплутав в многократно повторяемых пушкинских цитатах, и столь же многократном пении «Матушка, матушка, что во поле пыльно» (говорят, эту народную песню Александр Сергеевич очень любил), выбирается наконец на простор к счастливому (правда не для всех) разрешению ситуации, гибели Владимира и объяснению Маши с новым поклонником (Леонид Кондрашов), так удачно заблудившимся в той же метели.

Судьба играет героем повести «Выстрел», бесстрастным Сильвио (все тот же Сергей Кузнецов), который, подорвав собственную репутацию отказом зарвавшегося молодого наглеца (Евгений Кутянин), в качестве объяснения рассказывает историю о своей отсроченной мести и демонстрирует простреленный кивер. А отказавшись стрелять в своего давнего обидчика, демонстрирует еще и истинное благородство. У меня со школьных времен остался в памяти образ фуражки, полной черешни, которую уплетал во время дуэли беспечный оппонент Сильвио, показывая полное пренебрежение к смерти и веру в собственную звезду. Но когда тебя настигает любовь и появляется тревога за близкое существо, одновременно приходит страх его потерять. Наслаждения этим страхом обидчика в качестве мести для Сильвио вполне хватило.

Спектакль поставлен в довольно необычной манере. Действие то и дело прерывается отсылками к реальной пушкинской судьбе. Каждый раз, когда герои произносят слово «Википедия», это означает, что мы услышим что-то или о пушкинских поединках или отношениях с женщинами, последнем дне поэта или его насыщенной Болдинской осени, когда и были созданы «Повести Белкина». Сначала эти перебивки немного отвлекают, но потом, проникшись образовательной миссией Камы Гинкаса, начинаешь постепенно втягиваться в процесс и уже ждешь очередного внезапного биографического отступления.

Из того, что произвело особенно яркое впечатление – это необычная сценография спектакля от художника Марии Утробиной – стоящие по углам сцены огромные ящики с надписями «не кантовать» и упаковочными лентами, один из которых хранит ценную посылку (какую, не скажу, но появившуюся весьма эффектно). Гигантские белые ветки деревьев словно прорастают из потолка, и спускаются вниз в момент метели, а герои весьма эффектно кружат между ними, на скутерах, огибая их и периодически падая со словами «сани перевернулись». Произведение художника Козлова, современника Пушкина, тоже вызывает в финале весьма неожиданный эффект. Если была задача удивить – создателям спектакля это удалось. Например, дама, сидящая передо мной, каждый раз очень реалистично вскрикивала при звуках выстрелов. На мой субъективный взгляд, слишком частое цитирование одних и тех же пушкинских четверостиший или строк из «Маленьких трагедий» не идет на пользу смысловому восприятию спектакля, повторение не придает каждому из них эксклюзивности, значимости. Но в качестве безусловных плюсов хочу отметить прекрасную игру Полины Кугушевой с ее игривостью, нежностью и отчаянием и безудержную страстную игру Сергея Кузнецова. Определенно яркие актерские удачи. И еще отмечу, как тонко, ненавязчиво включены в спектакль музыкальные фрагменты произведений Шопена, Шуберта и оригинальной музыки Петра Климова в исполнении ансамбля солистов камерного оркестра «Виртуозы Москвы», квартета «Камерата». Для человека почтенного возраста и заслуженного режиссера Камы Гинкаса, спектакль получился с неожиданно молодым посылом, «вайбом», говоря современным языком. Но после задорного появления мэтра перед спектаклем с ремаркой о том, что в спектакле еще «прибивают последний косячок», все вопросы о молодости отпадают. А каким еще должно было быть прочтение «Повестей Белкина» в театре юного зрителя? Спросить бы мнение шестнадцатилетних! Жаль, таких я после спектакля не обнаружила. Но уверена, ко Дню Рождения Пушкина все «косяки» исчезнут и спектакль будет жить как минимум еще лет 25, до следующего пушкинского юбилея.



Назад