Назад

Ольга Егошина «Про террористов и котов»

Новые известия 29.10.2012

О гитисовских выпускниках курса Леонида Хейфеца много говорили в прошлом сезоне. Генриетта Яновская пригласила в труппу МТЮЗа целую группу молодых и талантливых, включив в репертуар (после соответствующей адаптации и «доводки») сразу несколько их дипломных постановок. Перенесенный на сцену МТЮЗа (зрительские ряды выстроены прямо на авансцене) спектакль Александра Суворова «Лейтенант с острова Инишмор» на редкость органично вписался в репертуар одного из самых лучших московских театров. Если искать определение жанра нашей жизни последних лет, то на ум сразу приходит «черная комедия». Все происходящее вокруг слишком часто настолько нелепо и смехотворно, так противоречит логике и здравому смыслу, что в очередной раз мы восклицаем: какая чушь! Этого не может быть! Бред какой-то! Но увы. И аресты, и бредовые наезды, и пытки, и кровь – все настоящее. Может, поэтому Мартин МакДонах – ирландский мастер «черной комедии» – остается самым популярным драматургом русской сцены. Его герои постепенно становятся персонажами фольклора. Череда же эффектных ужасов, которыми изобилуют его пьесы, все больше воспринимается хроникой новостей, мало отличимых от новостей из телевизора или Интернета. Скажем, среди сегодняшних новостей о том, что в Сирии в первый день перемирия погибли 146 человек, лидер «Аль-Каиды» призвал египтян похищать иностранцев, а в столичной управе избили тележурналистов, легко представим репортаж о бойне, учиненной лейтенантом INLA (Ирландской независимой освободительной армии), мстящим за убийство своего кота. Пьесу «Лейтенант с острова Инишмор» часто называют «самой кровавой пьесой МакДонаха»: из восьми действующих лиц четверо к финалу погибают, а из трех котов выживает только один – Малыш Томас, ставший невинной причиной бойни. Пьеса перенасыщена рассуждениями о борьбе за свободу Ирландии. И во имя этой святой свободы герои МакДонаха готовы палить в кого ни попадя.

Лейтенант Падрайк подкладывает бомбы в закусочные, пытает наркодилера, отрезая ему ногти, и грозит отрезать сосок и скормить его пытаемому. Шестнадцатилетняя красотка Мейрид стреляет в глаза коровам, причем ослепляет их не из жестокости, а в знак протеста против «бесчеловечной торговли мясом»: «Я воспринимала корову только как эффективную цель для политического протеста». Борцы INLA переживают, что им пришлось убить кота (убийство людей за преступление не считается), но утешают себя тем, что свобода Ирландии того стоит. А также тем, что в дальнейшем коты Ирландии будут свободны от угнетающих их английских котов. «Мы освобождаем Ирландию не только для школьников и их милых подружек, а также еще не родившихся детей. Мы освобождаем ее в том числе для наркоманов, для воров, для наркодилеров. Для всех!»

Здесь смех в зрительном зале на минуту стихает, чтобы немедленно вспыхнуть снова: смешно и узнаваемо до слез.

Сложная жанровая природа пьес МакДонаха пока трудно дается нашим театрам. Его пьесы превращаются на русской сцене то в комикс, то в беспросветную чернуху в духе новой драмы.

Молодой режиссер Александр Суворов и его актеры сумели найти точную интонацию. Действие постановки несется, как кабинка на аттракционе «Американские горки», но не пропадает ни один нюанс мыслей драматурга. Никто не пытается специально русифицировать персонажей, а вместе с тем герои МакДонаха вполне впишутся в любую люмпеновскую компанию столичных окраин.

МакДонах в МТЮЗе поставлен и сыгран с редкой элегантностью (удивительной в столь молодой команде) и чувством авторского стиля. Хорош лейтенант Падрайк (Руслан Братов), сладострастно чистящий бритву, который только что отрезал ногти на ноге наркодилера. Очаровательна шестнадцатилетняя Мейрид (Софья Райзман), влюбленная в героя Падрайка и испытывающая нежность только к своему коту, а в финале легко расправляющаяся со всей INLA зараз. И впечатляюще органичен в каждой секунде сценического времени Александр Паль – Джоуи, сыгравший мучительно узнаваемого умственно отсталого подростка, продирающийся через словесные дебри к какой-то своей неподвижной идее, – даже его друзья не могут предугадать, что он выкинет в каждую следующую минуту.

Сколько же вокруг нас таких же юных и не очень юных хунвейбинов, к счастью, пока не вооруженных… Но ведь и это скоро может случиться!

«Я раньше думала, что убивать людей – это забавно. А оказалось, что это скучно», – бросает Мейрид, уходя в финале из заляпанного кровью жилища Падрайка…

А ты, зритель, вдоволь отсмеявшись, соглашаешься с наблюдением юной террористки. И размышляешь о том, что сюжеты МакДонаха на редкость увлекательно смотрятся на сцене, но когда жизнь вокруг тебя в твоей стране развивается по сценарию «черной комедии», лихой войнушки, то это совсем не забавно, а действительно до ужаса скучно или до смешного страшно…



Назад