Назад

Ольга Фукс «Глаза длинней, чем дни в июне»

Вечерняя Москва 10.11.2010

ПЬЕСУ «Холодно и горячо, или Идея господина Дома» Генриетта Яновская переименовала, точно в джазовую синкопу, – «Прощай ты, ты, ты». Новый спектакль Яновской уж точно рожден из духа музыки, а именно – джазовых импровизаций трио Жака Лусье на основе бетховенской Седьмой симфонии и Лунной сонаты, которая в симфонию «впадает», как ручеек в реку.

Колкость буффонады, патока салонной пьесы мерцают здесь трагическими нотками.

«Ты, ты, ты» – вереница мужчин в жизни красавицы Леоны (Виктория Верберг), жены влиятельного господина Дома. Нарядив их в одинаковые «широкие штанины» художница Светлана Логофет подчеркивает нужную режиссеру взаимозаменяемость этих по-своему даже симпатичных и пылких особей: что тот (учитель), что этот (бургомистр или рабочий). Суетливые самцы, падкие на все недоступное, но «престижное» и не способные отвечать за предмет своих желаний – шаржи на певцов Прекрасной Дамы. В них ищет и, разумеется, не находит любови Леона, смирившаяся с безразличием храпящего, скучного, важного, равнодушного Дома. Какая любовь – даже банальной изменой эти встречи нельзя считать, ведь господин Дом попросту не обращает на них внимания. И правильно делал – поклонники вмиг исчезают.

Зато женщины здесь одна колоритнее другой! Вот пышнотелая, земная (даже в джазовых подтанцовках) Ида (Екатерина Александрушкина), которая вступает на тропу войны за своего мужа.

Не чураясь ни разведывательных вылазок в стан врага («Расскажи, ну что она с ними делает», – пристает она к одному из жертв Леоны, точно выведывает секретные данные), ни прямых боевых действий – пощечин Леоне, которая принимает их совершенно спокойно.

Вот эфирное создание Фели (Татьяна Рыбинец), которая смогла, оказывается, настолько расшевелить господина Дома, что он много лет бегал с ней по лугам, писал ей любовные письма («Твои глаза длинней, чем дни в июне») и завещал ей главное – место рядом с собой в могильном склепе Дома, драгоценности и прочую дребедень завещав при этом постылой супруге.

А вот и лучшая роль в этом спектакле – почти бесполой служанки Аликс (Наталья Мотева), которую черт догадал родиться в этом похотливом мире с недостатком женского начала и с переизбытком мужского ума. С чувством юмора и с презрением к людям. С отсутствием потребности в человеческих связях – очень современный образ.

Кроммелинк доводит, если можно так выразиться, логику чувств до абсолюта, до изнанки. Так, «великолепный рогоносец» пропустил через спальню жены всех мужчин округи, чтобы найти того единственного, с кем она ему изменяла, – и нашел самого себя. Так, Леона, не найдя любви в жизни, отвоевывает ее у смерти.

Правильный рассчет позволяет ей соединить своего последнего воздыхателя Одилона (Илья Созыкин) и вечно юную Фели, выскользнув из обоймы живых. Сорвать с головы парик роковой брюнетки, вообразить себя адресатом писем про длинные глаза и окончательно поверить, что именно в ее жизни была великая любовь.



Назад