Назад

Ольга Фукс «У него была коза…»

Вечерний клуб 15.10.2004

«Недетскость» Московского Театра Юного Зрителя – концептуального режиссерского театра, где изящно уживаются два Режиссера-супруга, Генриетта Яновская и Кама Гинкас, – перестала даже обсуждаться. Премьеру «Необычайных приключений Т. С. и Г. Ф. по Марку Твену» МТЮЗ поставил на недетское вечернее время, настраивая публику на вполне серьезный взрослый лад.
Но чуть ли не на первую реплику из распевки-частушки «У меня была коза – смерть закрыла ей глаза» в зале зазвенел счастливый детский смех – щедрое вознаграждение авансом. Весь спектакль то тут, то там вскакивали с мест и тянули шейки самые непоседливые маленькие театралы, тем самым заявив свои права на тюзовского Тома Сойера.
«Необычайные приключения» сделаны семейными силами: художественный руководитель постановки Генриетта Яновская. В режиссерах спектакля значится Рузанна Мовсесян, студентка режиссерского курса Камы Гинкаса, а оформила Ольга Золотухина, студентка давнего соратника обоих режиссеров Сергея Бархина. И если соотношение режиссерских усилий просчитать сложно, то художница заслуживает личных похвал без всяких оглядок на авторитеты. Ее сценография – остроумная, мобильная и радостная: тут тебе и парта, трапеция с лесенками, полые тыквы с прорезанными физиономиями-ужастиками. И пароходик с Миссисипи («сиси-ай, сиси-ай, пипи», – заунывно диктует по буквам злобный черт-учитель). И черная флюорографическая кабинка, в которой плутают по освещенной сцене заплутавшие в лабиринте Бекки (Алена Стебунова) и Том (быстро набирающий высоту симпатяга Николай Иванов). И воспарившие в небо шагаловские кошки – вероятно, «души» тех дохлых кошек, с помощью которых Том с Геком (Алексей Алексеев) выводили бородавки на кладбище, да и подсмотрели, как Индеец Джо (Анатолий Салимоненко) убил и свалил все на пьянчугу Мэффа Поттера (Андрей Бронников).
Весь вечер «на арене», верховодит «немолодой, но очень наивный человек» (характеристика из программки) – Автор (Николай Качура) в марктвеновских усах. В этом персонаже – точка пересечения режиссерской рефлексии и одной из главных книг детства.
Автор (писатель или режиссер) сочиняет свою историю, которая в итоге становится ему почти неподвластна: сочиненные герои качают права, лезут на рожон и добиваются компромисса, Автор смущается и грустит, видя, как ведет себя этот джинн, выпущенный из бутылки, – собственное произведение. Для режиссера, чьи фантазии, идеи, душу, наконец, выражают актеры, этот сюжет особенно актуален.
В «Необычайных приключениях» есть и обаяние молодости, и грустная улыбка зрелости – ностальгия по «прекрасной чуши», и даже какая-то ностальгическая нежность к коммунальному житью-бытью (заштатный американский «наш городок» – прекрасная рифма к такому чувству), и юмор, и тюзовский такой задор. Но нет того, чего ни на каком калькуляторе не просчитаешь, но чья нехватка ощущается довольно остро – легкости. Режиссер играет с приключенческим сюжетом в ассоциативные игры, но игры эти иногда заводят так далеко, что возвращаться в ритм и нерв приходится нелегко, как на хайвее, если проскочил поворот. Многие персонажи не избалованы сложными характерами да богатыми натурами – они яркие, но одномерные, точно вырезанные из разноцветной бумаги. Для создания пестрой толпы – в самый раз, но для самостоятельных сцен, пусть даже в жанре клоунады, этого мало.
Спектакль щедро разбавлен песнями на музыку Марка Минкова – для полноценного мюзикла недостаточно шлягерных, для драматического спектакля чересчур полновесных.
В общем, идти на «Необыкновенные приключения» с ребенком стоит – в конце концов, не так уж много в Москве качественных спектаклей, где дети чувствуют себя в своей тарелке.



Назад