Вадим Рутковский «СКРИПКА РОТШИЛЬДА» Камы ГИНКАСА в МТЮЗе
Кино Парк 01.03.2004
Премьера завершающей части трилогии Камы Гинкаса по Антону Чехову(прежде были «Черный монах» и «Дама с собачкой») прошла в США, на сцене Йельского репертуарного театра, после чего «Скрипка» оперативно переместилась на большую сцену МТЮЗа. Две предыдущих «чеховских» вещи игрались в бельэтаже, для камерного круга зрителей. В этой тоже всего четыре героя, но погружены они в пространство пугающих объемов. Декорация Сергея Бархина – сплошь выдолбленные из недружелюбного дерева гробы (поставленные «на попа» они превращаются в островерхие домики того городка, что «хуже деревни», а брошенные со страшным стуком ниц – в лодочки и мостки) – почти целиком вынесена на авансцену. Позади – черная пустота, иногда озаряющаяся льющимися из поднебесья лучами (мастер театральной светописи Глеб Фильштинский превзошел себя). Из этого маячащего за спиной ничто будет выкликать поигрывающего на скрипке гробовщика Якова (артист Малого театра и капитан театральной футбольной команды Валерий Баринов) затравленный еврейчик Ротшильд (Игорь Ясулович), в эту черноту уйдет покойная жена Якова Марфа (чудесная Арина Нестерова, органичная и в возвышенном «Счастливом принце», и в гротесковой «Грозе»), и та же тьма вдруг станет блаженным воспоминанием о канувших в Лету днях. Только сильно пьющий и больно дерущийся фельдшер Максим Николаевич (Алексей Дубровский, один из лучших молодых актеров ТЮЗа, несправедливо пребывающий на вторых, хотя и запоминающихся трагифарсовых ролях) не ступит на эту территорию тьмы.
Вообще-то, странно, что трилогия из безысходных спектаклей по рассказам писателя, небезосновательно названного Львом Шестовым «убийцей надежд человеческих», носит название «Жизнь прекрасна». Но на сей случай годится высказывание Уильяма Голдинга, автора, быть может, самого безысходного романа в мире «Повелитель мух» (инсценировка которого, кстати, обещана РАМТом): «произведение искусства не может быть мотивировано безнадежностью – сам факт, что люди задают вопросы о безнадежности, говорит о существовании надежды». Вот так и Гинкас: полтора часа устами героев своих твердит, что от жизни убыток, а от смерти польза, а на деле – наоборот, создает лаконичный и ясный спектакль, где за зримым мраком таится нерушимая вера в то что жизнь… Ну, да вы и сами знаете, прекрасна.
Назад