Назад

Жанна Филатова «Роберто Зукко»

Театральная афиша 17.06.2008

Это страшная история, а режиссер Кама Гинкас страшные истории любит. Они позволяют ему поговорить на темы, которые современные зрители не слишком-то жалуют. Одна из них – что такое человек и как много в нем ужасного…
Говоря сегодняшним языком, ге­рой Бернара-Мари Кольтеса Роберто Зукко – это маньяк, серийный убийца, что разделывается сначала с собственным отцом, потом – с матерью, потом с полицейским, потом с ребенком, случайно встретившимся на его пути. Видимых мотивов, толкающих Зукко на зверские убийства, нет. В его темной натуре не гнездятся ни экзистенциальные теории, ни внутренняя душевная озлобленность на все человечество, ни полученная в детстве психологическая травма. Он лишает людей жизни просто потому, что ему так захотелось… Он говорит своей жертве, что убьет ее, и… убивает. Зукко (Эдуард Трухменев) считает себя честным малым. А вот люди вокруг него – лжецы, причем все без исключения… Они бубнят правильные слова, разглагольствуют о морали и нравственности, о добре и зле, о боге. Но на самом деле давно уже ни во что не верят, ничего не чувствуют, не различают, что хорошо и что плохо, а только едят, пьют, копошатся каждый в своем мирке. Они похожи на механических кукол, сломать их ничего не стоит. И вот эта серая масса, которую воплощают два тупоголовых охранника (Алексей Дубровский и Сергей Лавыгин), является самой благоприятной средой, порождающей таких монстров, как Роберто Зукко. Этот «новоиспеченный Робин Гуд» каменных джунглей неистребим, он как смертельно-опасный вирус все время в состоянии мутации. В финале спектакля Роберто снова сажают за решетку, а он снова без особых усилий выходит на свободу, он снова среди людей…
Кама Гинкас сажает зрителей прямо на сцене, по диагонали к рампе. Этот необычный прием дает возможность увидеть контрастную игру света и тени. Разрезанное пространство представляет собой закоулки большого города – плохо освещенного, враждебного, пугающего, таящего в себе какую-то смутную опасность. Занавес за спинами публики закрывается, и присутствующие в зале на сто мест оказываются невольными свидетелями происходящего… А может быть, и участниками событий, что по воле режиссера разыгрываются на их глазах. С их молчаливого согласия…
Режиссер К. Гинкас. Художник С. Бархин.



Назад