Алена Данилова «Обещание Грига»
Афиша@mail.ru 19.12.2012
Главный вивисектор театральной Москвы вновь немилосердно осчастливил своего зрителя.
В ТЮЗе — новый спектакль Камы Гинкаса. Через два года после гоголевского сумасшедшего в исполнении Алексея Девотченко, очень нервного и гротескного, на сцене (на самом деле — не сцене) — убийственно спокойный Игорь Гордин и страдания, созвучные музыке Эдварда Грига.
Пьеса Адама Раппа, блестящего американского драматурга из поколения 40-летних, через предельно напряженные монологи главного героя доносит до публики историю чудовищного происшествия, положившего начало череде несчастий и послужившего основой несчастья нескольких человеческих судеб.
Антуражем Гинкас избрал не сцену, но театральное фойе с роялем и в конце концов заменившей рояль аутентичной, увитой проводами и трубками больничной койкой. В пространстве, где театр пока как бы не начался и все еще существует не скрашенная лицедейством правда жизни, заглушая и обрывая нездешние звуки курлыкающего скандинавского ноктюрна, герой смакует подробности случайного убийства своей сестры, безумия матери, ненависти отца, собственной импотенции и прочие безрадостные эпизоды своего существования, кусочек за кусочком складывающиеся в пазл беспросветного мрака.
Знающий Каму Гинкаса с его Достоевским, Чеховым и Пушкиным, с его белыми комнатками, в которых на каждого одинокого зрителя приходится не менее кубометра концентрированного страдания, знающий все это сразу поймет, насколько тюзовским и гинкасовским оказался «Ноктюрн».
Никакой четвертой стены, актер лицом к лицу со зрителем, заглядывающий ему в глаза и не щадящий его чувств. Но никто и не обещал, что будет легко, театрально и весело. Будет как в чертовой жизни — с обезглавленным трупом (образ в сознании, подкрепленный прозрачным до тошноты сопоставлением оторванной головы с арбузом) и острым, гадким запахом больницы. А впрочем, для начала и под несуществующий занавес — непременно Григ, волшебное обещание того, что как-то когда-то все оно, конечно, образуется… Надо просто жить дальше.
Назад