Назад

Елена Алдашева «‎Трудный выбор»

Театральная Афиша столицы 29.04.2024

«Русалочка» Андерсена — одна из самых страшных сказок о любви и жертве. Но Рузанна Мовсесян, перенося эту историю в Белую комнату флигеля МТЮЗа, вспоминает о том, к чему на самом деле стремилась упрямая маленькая героиня.

Как и в других новейших камерных работах, Мовсесян ограничивается женским ансамблем: четыре артистки играют все русалочье семейство. Уют девичьей спальни, безопасного места беззаботных игр заботливо и строго охраняет Бабушка (Екатерина Александрушкина), неохотно отпускающая внучек на поверхность моря и знающая о людском мире подозрительно много. Законы земли забавляют русалочек, и зрителю тоже дан взгляд со стороны: иронично проартикулированное «П-Тицы» — это смешно. Младшая Русалочка (Полина Кугушева) — сама объект беззлобных насмешек. «Тихаязадумчивая» о ней говорят в одно слово, крутя пальцами у виска. Но и любят ее безусловно. А она задается вопросом, зачем нужна «долгая счастливая жизнь» в море, если у русалок нет бессмертной души. Взаимная любовь, по Андерсену, не цель, а средство ее обретения, и именно за нее платит дорогую цену странный подросток, встретившись с черной Морской Ведьмой (тоже Екатерина Александрушкина).
Русалок не тревожит смерть, с бессердечным смехом фантастических существ они произносят «мертвые», говоря об утонувших моряках — таких же игрушках, как цветные камушки, ткани и украшения в комнате-шкатулке. Из игрушек Русалочка сложит на полу и лицо принца. По тексту гораздо больше места, чем истории любви, уделено описанию морских красот — юдоли, которую променяет Русалочка на чистую метафизику. Лишится хвоста, изображенного атласной перчаткой на руке, и голоса: вначале зрители много раз услышат маняще-отрешенное пение сирен-русалок и смогут оценить потерю. Русалочка действительно онемеет, о ней будут рассказывать остальные, а ей останутся сложная пластика и звуки боли, в которые превратится музыка Давида Мовсесяна. Но, в стиле взрослых спектаклей МТЮЗа, она сделает трудный выбор и растворится в не называемом вечном — с вопросом о непостижимости и испуганным непониманием сестер, куда же она отправилась, если у русалок нет души.



Назад