Назад

Григорий Заславский «Юного зрителя развлекли чёрной комедией о революционерах»

Вестиfm 17.10.2012

В Московском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Лейтенант с острова Инишмор» одного из самых известных сегодня в Европе и мире драматурга Мартина МакДонаха. На премьере побывал театральный обозреватель «Вестей ФМ» Григорий Заславский.

На официальном сайте Московского ТЮЗа, который давно уже никто не расшифровывает как театр юного зрителя, по поводу нового спектакля по пьесе Мартина МакДонаха — информация для зрителей: спектакль не рекомендуется «ханжам, любителям постить котиков, ярым противникам табуированных тем, беременным и людям с неустоявшейся психикой, не достигшим 16 лет». История, если взяться ее пересказывать, холодящая кровь и страшно политическая. Тут и бойцы Ирландской республиканской армии, и воины Ирландской независимой освободительной армии, еще две армии создаются буквально на наших глазах героями этой истории, но тут же все гибнут, так что Ирландии, вероятно, с такими-то бойцами еще не скоро пользоваться плодами обретенной, в боях завоеванной свободы.

На дороге гибнет кошечка, любимая черная кошка, вернее, любимый черный кот лейтенанта Падрайка, лейтенанта с острова Инишмор, ну и все засуетились: он ведь вот-вот вернется, а парень он боевой — не ногти отрежет, так просто убьет. И не ошибаются: как только он понимает, что котик его погиб, тут же ставит на колени и отца, и оказавшегося в доме парня, и пистолеты в руки, и целится уже… Ну, в общем, кровь льется ручьями, а в программке специально оговорены спецэффекты, успеху которых способствовала специальная какая-то студия.

Но вот в чем дело, вернее, вот в чем, я бы так сказал, незадача: Мартин МакДонах — наш современник. Дело даже не в том, что он сегодня один из самых популярных в мире драматургов: его ставят и по нашу, и по другую сторону океана, у нас в России тоже много ставят. Дело еще и в том, что, например, можно всегда сказать: «А мы не знаем! А кто знает, что хотел сказать Толстой или Чехов», — МакДонах нам показал сам, как он видит свои истории. Несколько лет назад шел у нас его фильм «Залечь на дно в Брюгге», сейчас, буквально на днях, выходит новый его фильм. У него довольно странная смесь, и вроде бы черная комедия, и в то же время каждая смерть вызывает искреннее сочувствие автора, тут не как в иных французских черных комедиях, трупы штабелями, а в зале — смех гомерический. И вот этого сложного сочетания добиться очень непросто. Этот театр не для начинающих. Он изощренный, сложный.

Здесь важно и не переборщить, чтоб никто не попытался всерьез воспринять распиливающих трупы героев. И смешно тоже должно быть, это ж все-таки черная комедия. Вышедшая в ТЮЗе премьера — это видно — двигает сюжет в правильном направлении, и актеров молодой режиссер Александр Суворов явно направил правильно. Но театр — такое место, где каждому зерну надо дать вызреть, а так пока что некоторая незрелость в этом фрукте чувствуется. Вроде как бананы, которые раньше в нашу страну завозили зелеными, такими их и покупали, клали на шкаф и ждали, когда пожелтеют. Вот и премьера «Лейтенанта с острова Инишмор», наверное, еще дозреет. А может, и нет — бананы некоторые так и не желтели, оставались зелеными и только сморщивались. Приходилось их выбрасывать.



Назад