Наталья Витвицкая «Медовый месяц в «Кукольном доме»: будет больно
Ведомости
12.07.24
Петр Шерешевкий в МТЮЗе поставил пьесу Генрика Ибсена, перенеся ее в современность. Получилась добротная мелодрама с психотерапевтическим эффектом.
Премьера «Медового месяца в «Кукольном доме»» — первая работа Петра Шерешевского в статусе главного режиссера Московского театра юного зрителя (МТЮЗ). Ставка сделана на перенос места действия в современность и переосмысление классики – пьесы Генрика Ибсена «Кукольный дом». Даже если вы отрицательно относитесь к радикальной режиссуре, пропускать этот спектакль все же не стоит.
Шерешевский — сегодня один из главных театральных режиссеров страны. Раньше он много ставил в Санкт-Петербурге и провинции, регулярно был отмечен номинациями на «Золотую Маску», но начиная с этого сезона, уверенно заявил о себе в столице. Одна за другой вышли громкие премьеры в МТЮЗе («Мария Стюарт» и «Ромео и Джульетта»), МХТ имени А.П. Чехова («Маскарад с закрытыми глазами»), Театре наций («Борис Годунов»). Несмотря на то, что используемые Шерешевским приемы не новы и несколько навязчиво повторяют приемы «раннего» Константина Богомолова, они срабатывают. Зритель радуется тому, как ловко «скучная» классика становится похожей на сегодняшний день, как близко видно актеров (огромные экраны с крупными планами – одна из примет режиссерского почерка), и как остроумно звучит с театральной сцены шансон и поп-музыка.
От Ибсена в новом спектакле осталась только сюжетная канва. «Кукольный дом» Шерешевский переписал полностью, текст в программке обозначил своим «драматургическим» псевдонимом — Семен Саксеев. Фамилия главных героев изменил с Хельмер на Хелимские. Перед зрителем загородный дом в Подмосковье. Буквально – конструкт дома в натуральную величину на мтюзовской сцене. Качели в саду, мангал, веранда, даже сугробы – ну, все, чтобы казалось, что это — реальность.
Здесь живет несчастливая пара, у которых друг от друга припрятано немало скелетов в шкафу — вынужденные обманы, едва скрываемое разочарование, намеки на адюльтер. По сути, зрителю предлагается увидеть, как живут их «соседи по даче». И как медленно, но верно угасают их чувства друг к другу. У Ибсена все куда трагичнее, да и финал истории страшен, особенно для своего времени – жена уходит от мужа и бросает детей («Кукольный дом» считается манифестом феминизма). У Шерешевского же напротив, все заканчивается едва ли хэппи-эндом: пара, тянувшая лямку в несчастном браке, просто распадается. Это все.
Яркой, выразительной и «болючей» обыкновенную историю Шерешевского делают актеры, а здесь это молодое поколение МТЮЗа — Илья Смирнов, Полина Одинцова, Константин Ельчанинов, Илона Борисова и Алексей Алексеев. Их работы обжигающе точны и подлинны. Каждому повороту головы, выражению лица, надломленной интонации, выбившейся пряди волос, внезапной слезе или еле сдерживаемой ухмылке – веришь. Невозможно страшен мертвый взгляд разлюбившего жену мужа. Истошен ее крик о том, что она убьет «прямо сейчас, если не уйдешь». Практически осязаем страх одинокой подруги, зримо отчаяние раздавленного жизнью друга.
На сцене течет чужая и такая убедительная жизнь. И она действует на зрителя гипнотически, несмотря на внушительный хронометраж спектакля (три с половиной часа с двумя антрактами). Добавьте сюда дополнительную оптику в виде экранов – как именно герои проживают свою боль (а болит здесь у всех) видно в мельчайших подробностях. Оторваться от происходящего, пускай даже очевидно предсказуемого, — невозможно. В этом спектакле нет плохих и хороших героев, нет никакого осуждения и тем более морализаторства. Есть общая для всех и понятная боль от несбывшихся надежд и разрушенной жизни. Неслучайно в финале зрители подпевают актерам на сцене, которые истерично и радостно, как после нервного срыва, выводят припев песни Насти Мордвиновой «Будет больно, давай подумаем об этом завтра».
Назад