Нина Цукерман «Память о детстве»
Арт-журнал ОКОЛО 09.12.2023
Во флигеле МТЮЗа Сергей Тонышев в сентябре выпустил премьеру по первой части трилогии Фоссе, последнего нобелевского победителя, — «Без сна». 7 декабря состоялся один из премьерных показов.
Буквально пару недель назад в Москву на фестиваль привозили его же спектакль — «А. Т.». Почерк очень узнаваем, но то, что там вообще не работало, здесь, на малой сцене, выглядит очень атмосферным.
Казалось бы, сама история предельно проста — молодая пара из Норвегии, нищая, которая не может найти себе пристанище; у них появляется ребёнок; внезапно мужа вешают… только в конце становится понятно, что действии происходит не в реальности, а мы видим воспоминания — причем не самих героев, а их дочки, уже пожилой. Произведение называется «Без сна» — потому что это воспоминания, которые приходят к пожилой женщине, сидящей у камина поздно вечером, поэтому они не столько реалистичные, сколько идиллические. Молодая пара восторженная, она решает все жизненные трудности, а маленькая сцена становится то уютной комнаткой, обогреваемой камином, то холодным продуваемым помещением. Причём холодным буквально — я, войдя в зал, удивилась, зачем на каждом стуле лежат пледы, а выяснилось, что на сцене настоящее окно, в которое периодически стучится возлюбленный героини. Зимой, думаю, это смотрится выразительнее, учитывая снег за окном и морозное дыхание зрителей.
Память дочки до такой степени сохранила только хорошее (вернее, мама не рассказывала, что на самом деле произошло — дочка-то во времена событий была младенцем), что никто уже не знает, что случилось с отцом. Кажется, идиллическая любовь была на самом деле не такой — кажется, его повесили за убийства, но в точности этого никто и не знает и не помнит. Преступления ушли в прошлое, а любовь и ощущение тепла остались.
Назад