Ольга Скробина Коллекция эмоций Валерия Баринова
Городские новости 02.06.2010
Закончился фестиваль лучших спектаклей, награжденных премией «Золотая маска». Одним из первых зрители увидели «Скрипку Ротшильда» по рассказу Антона Чехова московского ТЮЗа. Главную роль – гробовщика Якова – исполнил Валерий Баринов. Его герой за одни сутки переживает смерть жены, переосмысливает всю свою жизнь и умирает. В игре Валерия Баринова и эмоциональный накал, и мужские страсти.
Казалось бы, после такой самоотдачи актер должен полчаса лежать пластом – приходить в себя. Но уже минут через пятнадцать Валерий Баринов, бодрый и веселый, появился из гримерки для эксклюзивного интервью «Городским новостям».
– Я в вашем городе не первый раз. У меня с ним связаны самые приятные воспоминания. А где сегодня гулял? Поднялся на звонницу, был в Спасо-Преображенском соборе. Потом дошел до церкви Ильи Пророка, прогулялся по набережной. Очень жалею, что не успел съездить в Толгский монастырь.
– А впервые когда побывали в Ярославле?
– Очень давно, лет тридцать назад. Я снимался с замечательной актрисой Евгенией Глушенко, с которой потом много играл в Малом театре. И у меня о Ярославле остались самые замечательные воспоминания.
– Вы за свою актерскую карьеру поменяли много театров. Зрители помнят вас во время гастролей Малого театра, которые проходили девять лет назад. Как судьба вас в московский ТЮЗ занесла?
– Благодаря Антону Павловичу Чехову. Я еще играю в «Черном монахе», меня сначала ввели туда, когда заболел актер. А потом я стал играть роль Якова в «Скрипке Ротшильда».
– Как вам работается с Камой Гинкасом?
– Это очень хороший режиссер! Потрясающее ощущение – он в тебя погружается, он так тебя слышит! Стоит ему сказать: «Понимаешь…» Он тут же: «Да, я тебя понял». Мне с ним ужасно интересно работать. И полгода, что мы работали над спектаклем – и в России, и в Америке, это полгода счастья.
– «Скрипка Ротшильда» отнимает у вас столько сил, это, наверное, невозможно играть часто?
– Почему? В Америке этот спектакль мы играли 24 раза подряд. Но там я занимался только тем, что играл в спектакле. Когда вернулся домой, мне жена сказала: такое ощущение, что ты отдохнул. В театре же мы его играем раз-два в месяц. И я всякий раз спектакль жду с нетерпением.
– Когда ваш герой Яков делает гроб своей жене, он вдруг начинает петь. Это режиссерская находка или ваше личное наблюдение?
– Да, это личное наблюдение. Наша профессия хороша тем, что все горькое, счастливое, радостное берешь в эмоциональную память. И когда происходит какое-то серьезное потрясение, говоришь себе: ничего-ничего, запомни – придется играть. Действительно, много лет назад был такой случай – у меня умер дядя, я приехал в деревню его хоронить. Мама сказала: «Валера, гроб не обит черной ленточкой». Я взял ленту, гвозди, начал обивать. А я очень люблю руками работать. И вдруг заметил, что я, обивая крышку гроба любимого мною человека, стал напевать. Я пришел в ужас: как же так! И сказал себе: запомни. А здесь, в спектакле, человек запел из-за того, что у него наконец-то появилась работа. Он не осознает какая, но главное – она появилась. Запели руки, запела душа. И вдруг он понял, какую страшную работу он делает.
– Вы себя сейчас ощущаете больше киноактером, актером театра или это невозможно разделять?
– Театр и кино – это разные, конечно, вещи. В кино у меня насчитывается более двухсот ролей. Там же в год играешь несколько ролей. Вот у меня сейчас пять проектов. И в театре сыграно тоже много ролей. В театре актер работает примерно сорок лет. В год – премьера. Ну, сорок ролей в жизни он сыграет. Больших ролей в театре я исполнил около двадцати. Из них получились, может быть, две. Это я считаю, что получились. Но если считать награды, то больше, а я много в своей жизни получал наград. Роль Якова получилась – она живая. Мы этот спектакль много играем. Мы с ним объездили и Россию, и весь мир.
– У вас сын тоже актер. Вам доводилось с ним вместе играть на сцене или на съемочной площадке?
– Я играл с ним в Малом театре, довольно часто снимался. Но так получается, что он никогда не играл моего сына. Он играл или моего охранника, или еще кого-то. Вот сейчас заканчиваем картину про женский футбол. Я там играю тренера. Моего сына играет один актер, а мой сын играет зазнавшегося футболиста, которого я чихвощу. Что такое актерские дети? Они выросли в театре, на съемочной площадке. Вот мой сын недавно сыграл в одном фильме. И мы с Всеволодом Шиловским пошли смотреть эту картину. Посмотрели, и он мне говорит: «Вот что я тебе хочу сказать – говорят, на детях талантливых людей природа отдыхает. В этом случае природа отдохнула на тебе». И это был для меня самый большой комплимент.
– Вы сейчас активно снимаетесь в телесериалах – особая популярность к вам пришла после «Петербургских тайн», а недавно вас могли видеть в сериале «Ранетки». Вы на все роли соглашаетесь?
– Порой от ролей приходится отказываться. Телевидение – это мощнейшая сила, но используется она настолько глупо, бездарно, не по-хозяйски! Его сила воздействия такова, что на нем можно было бы воспитать нацию. Но, к сожалению, телевидение в руках людей, которые хотят денег. И они идут за народом, а не впереди него.
– Сейчас стало популярным изучать родословную, искать корни, в том числе дворянские. Вы знаете свое происхождение, откуда произошла ваша фамилия?
– Это была смешная история. После того как я сыграл в фильме про Петра Столыпина, мне предложили дворянский титул. На что я предлагавшим ответил: «Ребята, дворянской крови во мне, может быть, больше, чем в вас всех вместе взятых. Но дело в том, что я дворянином не могу быть просто потому, что я из дворовых крестьян». А если вы читали про семейный уклад помещиков XIX века, то знаете, что дети были и законнорожденные, и незаконнорожденные. Так что я думаю, есть какая-то дворянская кровь. По семейной легенде, помещик проиграл в карты всю деревню, всех крестьян. А оставил при себе только моего предка – гусевода. Но это было еще во времена крепостного права. А когда начали выдавать паспорта, то кличка Баринов, то есть «при барине», стала фамилией. Эта фамилия часто встречается, но это не значит, что у всех Бариновых общие корни. Ведь бар на Руси было много.
Назад