Жанна Филатова «СКРИПКА РОТШИЛЬДА», А.П. Чехов
Театральная афиша 20.06.2005
«Скрипка Ротшильда» – это третья, завершающая часть трилогии Камы Гинкаса «Жизнь прекрасна», основанная на произведениях Чехова. Первые две, «Черный монах» и «Дама с собачкой», обласканные всевозможными театральными премиями, прочно вошли в репертуар Московского ТЮЗа. История гробовщика Якова, прожившего свою жизнь в постоянном соседстве со смертью, рассказана режиссером с ужасающей простотой и какой-то нечеловеческой силой. Перед зрителями незамысловато, откровенно и без лишнего пафоса вырисовывается трагедия человека, которому было дано от бога все – сила, любовь, талант. Но Яков, каким его играет артист Малого театра Валерий Баринов, оказался существом, похоронившим в себе все лучшее, всю природную мощь, которой его наградила жизнь. Яков словно не замечает жизни, не замечает живых людей, что рядом с ним, – ни старика-еврея Ротшильда (Игорь Ясулович), ни Марфу (Арина Нестерова), ни Фельдшера (Алексей Дубровский). Блуждает среди свежих гробов, слоняется из угла в угол мрачный гробовщик, в сердце которого, кажется, не осталось ни капли сострадания, ни капли сочувствия, ни капли добра. Только глухая злоба, темная ярость, тупая злость на мир, на людей, на судьбу. И обида! Великая, всепоглощающая, беспредельная. Обида на всех и на все. Но за туповатым безразличием, за почти маниакальной потребностью ладно делать только гробы скрывается, кажется, даже от дневного света, какая-то смутная тоска по другой жизни. Она то и дело прорывается. И тогда Яков Бронза берет скрипку и играет… Правда, инструмент в его руках словно теряет голос, немеет… Но вот монотонная жизнь Якова нарушена: умерла жена, и гробовщик впервые ощутил настоящую боль утраты, почувствовал весь ужас своего вселенского одиночества, захлебнулся горем, которое словно океан накатило на него…
Назад